Археологические культуры Восточной Европы в V-VIII веке.
Перечислим славянские культуры IV-X вв., которые составили наш русский народ:
- Пражско-корчакская археологическая культура: ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина), а самые ранние памятники относятся к IV веку. Образовалась на базе южного ареала славянской Пшеворской культуры (с сильными кельтским субстратом). Славянская керамика пражско-корчакской культуры имеет прямые прототипы в пшеворской керамике. Имеется также точка зрения, что данная культура возникла первоначально как ответвление Киевской в бассейне Припяти, где недавно обнаружены наиболее ранние памятники пражского типа первой половины IV века. Существует в V — VII вв. Соответствует местам обитания склавинов (славенов) византийских авторов (у которых и река Висла называется Висклой), и идентифицируется со славянским племенным союзом дулебов. Переходит, эволюционирует в целый ряд культур, в том числе в существовавшую VII-X вв. Лука-Райковецкая культуру, которая соответствует племенам Волынян, Дреговичей, Древлян и частично Полян (у которых фиксируется скифский субстрат полученный от черняховской культуры). Наследникам этой культуры также являются Словенцы, Словаки, Чехи ( продвижение славян в Чехию относится к 1-й половине VI в., что надёжно подтверждается распространением здесь пражско-корчакской керамики. После ухода лангобардов в 568 году из Центральной Европы в Северную Италию славяне пражско-корчакской группы широко расселяются в бассейне верхнего течения Лабы; именно эти переселенцы, с небольшим вкраплением антов, и положили начало раннесредневековым чешским племенам) .
- Пеньковская археологическая культура: ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины). Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Существует в V в. — начало VIII века. Генетически является наследником южной части Киевской культуры, а также остаточных cлавянских групп подольско-днепровского ареала полиэтничной Черняховской культуры пшеворского происхождения. Дает начало племенам Уличей, Тиверцев, Хорватов. А кроме них — славянским болгарам (включая македонцев), далматинским Хорватам, Сербам дунайским (включая черногорцев) и северным (сорбам). В формировании пеньковской культуры кроме северных групп — потомков носителей киевской культуры Киевского Поднепровья и Черниговского Подесенья — приняли участие также остатки черняховского населения Днепровского Левобережья, в число которых входила и часть лесостепных славянских племен, ранее воспринявших Черняховскую культуру. Следует заметить, что «…потомки антов, которых выделяют по особенностям погребальных обрядов, несколько выделялись своим строением среди других славянских племен. Они принадлежали к мезодолихокранному типу, который характеризуется средними размерами черепа, низким лбом и сравнительно узким лицом с не слишком широким носом. К этому же антропологическому типу относится и ираноязычное население Северного Причерноморья. «
- Колочинская археологическая культура: ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён. Появляется из Киевской культуры в лесной зоне. Существует в V в. — до последних десятилетий VII в. Большая часть этой культуры смешивается с переселенцами с Волги (носителями Именьковской культуры), создавших на этих территориях Волынцевскую культуру, наследниками которой являются Северяне, Радимичи, Вятичи. Вот, что говорят по поводу этой культуры видные украинские археологи Андрей Облонский и Роман Терпиловский: «Колочинская культура в целом формировалась на основе деснинского варианта киевской».
- Культура псковских длинных курганов . Раннесредневековая археологическая культура, существовавшая во второй половине V—XI веках на территории Северо-запада России. Название получила по своему самому яркому отличительному признаку — погребальным насыпям удлинённой формы (однако, курганы относящиеся к этой культуре могут иметь и другую форму) — длинным курганам. Основные памятники располагаются на берегах Псковского и Чудского озера, в бассейнах рек Великая, Плюсса, Луга, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек: Западная Двина, Пола, Молога и в верховьях Волги. «В развитии культуры длинных курганов наблюдается два этапа: на первом (V-VII вв.) она охватывала преимущественно современную Псковщину и значительную часть Новгородчины (псковские длинные курганы), а с конца VII в. начала распространяться на юг, охватив будущие Полоцкую и Смоленскую земли (смоленско-полоцкие длинные курганы), что, очевидно, отражало процесс расселения её носителей.» (Источник). Носители культуры — кривичи. Происхождение культуры дискуссионно. В. Седов выводит эту культуры из славян Пшеворской культуры — венедов («происходит распространение находок провинциальноримского происхождения, когда одновременно с появлением нового населения в бассейнах озер Псковское и Ильмень крупные массы переселенцев расселяются в землях Верхнего Понеманья, Полоцкого Подвинья, Смоленского Поднепровья и продвигаются далее на восток в междуречье Волги и Оки») , Г.Лебедев, А. Фурасьев — из пост-зарубенецкой Киевской культуры. За правоту Седова и в пользу его гипотезы: «Словене <= Заозерье-Узмень <= Висло-Одерские венеды (северная группа части пшеворцев) => Суково-Дзедзицкая «говорит и следующий показательный факт: «Анализ изменчивости мтДНК в популяциях северной части Европы показал, что некоторые русские популяции Северо-Западного региона России (Псков и Великий Новгород) и поляки Северо-Восточной Польши (Сувалки) достоверно отличаются от соседних популяций славянского (русские и поляки), балтского (литовцы) и угро-финского (эстонцы, карелы, финны) происхождения». К этому можно добавить, что на финском языке «русский» будет звучать — venäläinen, на эстонском — vene.
Население же культуры псковских длинных курганов использовало в основном подсечно-огневую форму земледелия.
- Культуру новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории Новгорода c V по X век. Принадлежит ильменским словенам, как и памятники «удомльского» типа. При этом последние археологические находки удревняют время появления этой культуры, а значит и ильменских словен на этой земле до V века. Данная культура вышла из ареала славян Пшеворской культуры, как и Культура псковских длинных курганов. Вот так об этом пишет В. Седов: «Миграция шла из бассейна Вислы, через Мазурское Поозерье и Среднее Понеманье и далее на восток и северо-восток. Ее время определяется концом IV-началом V в. и совпадает с прекращением функционирования провинциально-римской культуры в Бассейнах Вислы и Одера, и обуславливается кроме того резкими климатическими изменениями, неблагоприятными для земледелия.». К этому стоит добавить следующие подтверждающие сведения: » А.А. Зализняк показал родственность древненовгородского диалекта западнославянским (в первую очередь – лехитским) языкам, а также особую черту, выделяющую его на фоне всех славянских языков средневековья – отсутствие в нём второй палатализации, а поскольку датируется она временем до или около середины I тыс. н.э. (не позже VI-VII вв.), то носители соответствующего диалекта должны были оторваться от остальных славян не позднее этого времени, что идеально согласуется с археологическими данными, которые, по мнению В.В. Седова, датируют приход славянских мигрантов на север будущей Руси из Средней Европы именно серединой I тыс. н.э. «. Присутствует ландшафтная приуроченность к местностям, наиболее пригодным для пашенного земледелия.
- Именьковская культура. Раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Вышли из состава Киевской культуры — Источник 1: «Раскопки памятников на Самарской Луке, в Шенталинском и Челно-Вершинском районах (селища Крепость Кондурча II, Тимяшевское II селище, Сиделькинские II селище и могильник) и анализ полученных материалов позволили выделить новый тип памятников, соотносимый с древностями киевской культуры Поднепровья и предшествующий памятникам именьковской культуры.», Источник 2: » Селище у с. Крепость Кондурча по аналогии с ранее исследованными поселением у с. Тимяшево и ранним слоем Пролетарского городища можно датировать IV—V вв. н.э. Поселение обнаруживает определенную близость к памятникам киевской культуры. «. По другой версии — «именьковцы» это славяне — «пост-пшеворцы-черняховцы» «из верхнеднестровского региона черняховской культуры (связанного своим происхождением с пшеворской культурой)» . Так или иначе: «24-26 ноября 2008 г. в г. Омске на III Всероссийской научной конференции «Культура русских в археологических исследованиях» приводились ссылки на топонимистов, обнаруживших поздне-праславянскую гидронимию в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье. Значит именьковцы были славяноязычны». Причиной переселения на далекий северо-восток послужил или натиск королевства готов на «киевцев» с юга в середине IV века, или, что более вероятно — вторжение гуннов в 375 году. Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы — на севере до Самарской Луки — на юге с IV по VII вв. н. э. В связи с экспансией волжских булгар в середине VII века — «именьковцы» вернулись на юго-запад, на территорию Колочинской культуры, где образовали вместе с местным населением — Волынцевскую культуру. Которая затем трансформировалась в племена Северян, Вятичей, Радимичей.
Правда не все «именьковцы» ушли. Источник: «Русские и венгерские источники XIII в. как упоминают племя «вяда» («веде»), проживавшее между булгарами, черемисам, мордвой и буртасами — т. е. на территории, которую до IX века занимала Ош-Пандинская группа именьковских памятников (среднее течение р. Суры). На основании антропологических данных, собранных в 1955-1958 гг., К.Ю. Марк в 1960 и 1965 годах выделила в восточно-мордовском антропологическом комплексе особый антропологический тип, назвав его «сурским», т.к. основные его представители занимают бассейн р. Суры. По уточнению ученого он наиболее близок к «ильменскому типу», который был выделен «среди русских, живущих в окрестностях Ильменского озера»». По всей вероятности, «вяда» — это финнизированные потомки праславянского населения именьковской культуры, их название родственно этнониму «вятичи» и возводится к праславянскому *vęt- («большой»). Этноним «вяда» сохранился в названиях рек Вад и Вядя (притоки Мокши и Суры соответственно). Также, на карте Фра-Мауро, начертанной в 1459 году, город Шубашкар (Чебоксары) назван Веде-Суаром. ««Собранные к настоящему времени материалы по именьковской культуре Среднего Поволжья дают все основания утверждать, что ее формирование происходило в результате миграций населения сначала из пшеворской среды Волыни и Поднестровья, а затем в условиях гуннского нашествия из Черняховского ареала. В результате на рубеже IV и V вв. в землях Среднего Поволжья образовался крупный массив славянского населения» (Седов В.В. ). Подробнее о происхождении Именьковской культуры написано следующее:»Переворот в этнокультурной атрибуции именьковского населения произвела в 1980-е гг. самарский археолог Г.И. Матвеева, сопоставившая материалы именьковской культуры с культурами полей погребений и пришедшая к выводу о том, что своим происхождением она, как и предшествующие ей памятники славкинского и лбищенского типов, связана с миграцией в Среднее Поволжье носителей зарубинецких (и наследующих им) и пшеворских древностей, в числе носителей которых большинство учёных ищет предков исторических славян. При этом, Г.И. Матвеева обратила внимание на ряд параллелей между именьковской культурой и висленским регионом пшеворской культуры, основным населением которого, по мнению В.В. Седова, были славяне. Это обстоятельство, а также очевидная близость в ряде важнейших элементов между именьковской культурой и достоверно славянскими древностями, привели Г.И. Матвееву к выводу, согласно которому носителями именьковской культуры были славяне. Все эти выводы исследовательницы были полностью поддержаны В.В. Седовым, который предположил, что основная масса мигрантов-славян пребыла в Среднее Поволжье преимущественно из верхнеднестровского региона черняховской культуры (связанного своим происхождением с пшеворской культурой) в результате гуннского нашествия» (Максим ЖИХ. Валентин Васильевич Седов. Страницы жизни и творчества славянского подвижника.).
Необходимо рассказать и о еще двух культурах, чья принадлежность дискуссионна. Эти культуры возможно имеют общее с носителями культурой длинных курганов и культурой новгородских сопок, а именно — время начала переселения из района современной Польши через Прибалтику в конце IV века — начало V века, и аттрибуты «провинциально-римской культуры», и главное — возможная принадлежность к славянам.
- Культура «браслетообразных височных колец». Будущие «меря» русских летописей. Неизвестное славянское племя, продвинувшись в V веке в район истоков Волги и Оки — взяло на себя этнонимы местных финских племен, и ко времени «призвания варягов» — это были уже территории в большинстве своем контролируемые славянами. Следует добавить к этому следующее: «своеобразие языковых черт диалекта Ростово-Суздальской земли дали основание таким исследователям как Б. М. Ляпунов, Ф. П. Филин и другим, сделать предположение о существовании в Волго-Клязьминском междуречье ещё одного восточнославянского племени (сведения о котором до нас не дошли), чей племенной диалект (а не диалекты словен и кривичей) развился в ростово-суздальский. Сторонником данной точки зрения является также археолог В. В. Седов«. Удивительно, но на картах учебников нет этой культуры, которая вообще-то стала основой Владимиро-Суздальской Руси, и таким образом является стержневой основой великороссов. Вернее есть, но лишь в виде «финского племя меря». Хотя на самом деле культура реальной финской мери — «дьяковская», которая существовала более тысячи лет, с VIII века до н.э. (вытеснив в кровавых сражениях индоевропейцев — инодиранцев-абашевцев, уничтожив и ассимилировав последних «фатьяновцев») по V век новой эры, и была заменена культурой славянский переселенцев с западного арела проживания славян и можно сказать «вернувших землю прадедов». Подробнее об этой культуре можно прочитать здесь.
- Тушемлинская (банцеровская) культура. Появляется в конце IV века. Уничтожена и ассимилирована кривичами в VII веке. Помимо сёл тушемлинцы строили посёлки-убежища, которые были уничтожены огнём в конце существования их культуры. Считается балтской, но ряд фактов, говорит о том, что в нее влились славянские поселенцы, шедшие с запада, и сама она возникла благодаря их переселению. В дальнейшем прибывшие славяне «обалтились», об этом говорит исчезновение «браслетообразных височных колец» при продолжении существования культуры, и реальная славянизация началсь уже после падения этой культуры, с наступлением кривичей с севера. Подробнее читайте здесь.
Также следует упомянуть те культуры, которые хотя и приняли участие в появлении РУССКИХ, но стали основой для появления других славянских народов:
Ипотешти-кындештская культура на нижнем и среднем левобережье Дуная возникла в результате экспансии носителей ранней пеньковской культуры на запад и носителей пражско-корчакской культуры на юг в регион совр. Румынии. Ипотешти-кындештская культура был сформирована антами — носителями пеньковской культуры, совместно с местным романизированным населением и просочившимися в регион нижнего Дуная славянами пражско-корчакской группы. Существовала в V — VII вв. В VIII веке на территории Ипотешти-кындештской культуры была создана Великая Болгария. Представители этой культуры скорее всего влились в состав славянских болгар и в состав романоязычных валахов.
Суковско-дзедзицкая культура (лехитская) V-VII вв. в междуречье Одера и Эльбы примыкает на юге к ареалу пражско-корчакской культуры. Образовалась в результате взаимодействия носителей северного ареала пшеворской культуры (венедов) и пражско-корчакской культуры (склавинов) в междуречье Эльбы и Вислы (территория западной Польши и северо-восточной Германии). Славянские племена занимали обезлюдевшие к VI веку земли, и видимо ассимилировали оставшееся в некоторых местах местное население. Славяне достигли Балтийского побережья в низовьях Эльбы где-то к началу VII века. Северный ареал суковско-дзедзицкой культуры и ремесленно-бытовые традиции местного населения вызвали заметные отличия в характере памятников от пражско-корчакской культуры. Германцы и скандинавы называли славянское население данной культуры венеды. На ее базе сформировались будущие польские племена и полабские славяне. Кроме нее, вклад в становление части западных славян внесла также и славянская Фельдбергская культура, не очень ясного происхождения, носителями которой было племя велетов — вильцев — лютичей. Согласно изысканиям Й. Геррманна, фельдбергская керамика восходит к распространенной на территории Силезии глиняной посуде позднеримского времени и периода переселения народов. Среди последней имеется много сосудов, которые по своим формам и орнаментации близки к фельдбергским и могли стать их прототипами.
Основные причины, которые стали причиной «великой миграции славян»:
- Вторжение орд гуннов, которые в 375 году перешли реку Дон, и вторглись в Восточную Европу. Последствием этого в том числе стали материальные изменения в Киевской культуре, давшие начало Пеньковской и Колочинской культурам, поход будущих «именьковцев» на крайний Северо-Восток, крушение достаточно развитой «провинциально-римской» Пшеворской культуры, большую часть которой составляли славяне. Её основные центры уничтожены и сожжены. В тихих районах Северо-Западной Украины, в районе Припяти, оставшиеся славянские «пшеворцы» пережидают гуннскую грозу и ждут реванша. Некоторые отправились на далекий Север — чтобы стать в будущем первыми кривичами и ильменскими словенами.
2. Изменение погоды в конце IV-VI веках (холода, заболочивание), в результате чего многие племена Европы начали поиск нового места обитания.
3. Упадок державы гуннов во второй половине V века, в результате чего славяне смогли начать в начале VI в. «реконкисту» на юг и юг-восток — к Дунаю, в Причерноморье.
4. Запустение земель cевера Восточной Европы, ранее населенных германскими племенами, которые ушли на юг в поисках счастья в V-VI веках. Дождавшиеся в лесах Припяти своего часа «пост-пшеворцы», носители пражско-корчакской устремились в VI веке на пустые пространства, захватив огромные земли до Эльбы и даже дальше, дав начало западным славянам.
5. Ослабление Восточной Римской Империи, которая не выдержав натиска и непрерывных войн VI века уступает славянам, ставшим «южными» славянами почти весь Балканский полуостров, вплоть до южной Греции, Пелопоннеса.
Более древние культуры, на базе которых сформировались славянские культуры IV-V веков:
Киевская (II — V в. н.э.) и Пшеворская (II до н.э. — IV в. н.э.). О них и поведем далее наш рассказ.
Распространение новгородских сопок и длинных курганов смоленско-полоцкого типа
Культурные новообразования в связи с расселением среднеевропейского населения
Распространение браслетообразных незамкнутых височных колец около середины и в третьей четверти I тысячелетия н. э.
Распространение браслетообразных незамкнутых височных колец X—XII вв.
Правобережье Среднего Поднепровья в V–VIII вв
Археологическая ситуация в 6-7 веке по В. Седову:
Карта пражско-корчакской культуры по Гавритухину
Кружочками с точкой обозначены самые ранние поселения. Крупными кружками – скопления посёлков.
Фрагмент карты распространения славянской керамики по В. Седову
Карта археологической ситуации 5-6 века по В. Седову
Автор-составитель:
Руководитель Движения Националистов Владимир Басманов