Славяне — это одна из европейских этно-языковых общностей, состоящая из нескольких самостоятельных народов, обладающих общим генетическим происхождением, схожей культурой, близкими психофизиологическими характеристиками, определённой славянской самоидентичностью. Сходство народов внутри славянской общности большее, чем у славянских народов с представителями других этно-языковых групп, но меньшее, чем между разными территориальными или субэтническими группами одного народа.
Перечислим народы, входящие в данную этно-языковую общность:
Восточные славяне:
Русские – 130 млн. человек.
Украинцы — 45 млн. чел.
Белорусы — 10 млн. чел.
Западные славяне:
Поляки — 57, 393 млн. чел.
Чехи — 12 млн. чел.
Словаки – 6, 2 млн. чел.
Лужичане – 60 тыс. чел.
Кашубы — 300 тыс. чел.
Южные славяне:
Болгары — 7 млн. чел.
Босняки — 3 млн. чел.
Македонцы – 2, 2 млн. чел.
Сербы — 12 млн. чел.
Хорваты – 3, 977 млн. чел.
Словенцы – 2,5 млн. чел.
Черногорцы — 434 тыс. чел.
Славянские популяции со спорным статусом (этнос или суб-этнос):
Моравы — 550 000 чел.
Русины — 85 000 чел.
Силезцы — 850 000 чел.
Общая численность славян – около 293 миллионов человек.
В корне понимания процесса славянского этногенеза лежит общее представление о разделении индоевропейцев на отдельные народы, а также примордиальный взгляд на формирование этносов. Существование которых, как в настоящее время, так и в обозримой исторической перспективе представляется объективным, естественно-научным фактом, а не предметом политического и/или культурного синтеза их из некой «протонациональной массы» общественными деятелями Средних и последующих веков.
Об объективном существовании славян и их единстве в догосударственную эпоху свидетельствуют следующие факты:
— Генетические исследования Y-STR в Y-хромосоме современных славянских популяций (изучено более 3 000 образцов, 25-й славянских популяций) говорят о родственности всех славянских народов, и возможном расположении общеславянской прародины в районе Среднего Днепра. Особое генетическое единство демонстрирует северная часть славян от Альп до Волги (Krzysztof Rębała, Alexei I. Mikulich, Iosif S. Tsybovsky, Daniela Siváková, Zuzana Džupinková, Aneta Szczerkowska-Dobosz, Zofia Szczerkowska Y-STR variation among Slavs: evidence for the Slavic homeland in the middle Dnieper basin: J. of Hum. Gen., Vol. 52, No. 5. (May 2007), pp. 406—414.). Антропологи также заявляют о центрально-европейской прародине славян, в междуречье Днепра и Одера (см. ниже).
У нас нет прямых антропологических свидетельств, позволяющих внести существенный вклад в историю славянского этногенеза, в виду абсолютного господства в славянских культурах обряда трупосожжения вплоть до X века. И, тем не менее, исследовав доступные краниологические серии славян X – XII вв., антропологи (здесь и далее — Алексеева Т.И., Алексеев В.П. Антропология о происхождении славян // «Природа», — 1989.) говорят о том, что аналогичный антропологический комплекс прослеживается в культуре боевых топоров Прибалтики и Центра Европы.
Также антропологические данные говорят о том, что:
— исторически славянские народы обладали исходным антропологическим единством,
— формирование славян проходило в тесном соседстве с балтами, что ещё раз подтверждает теорию балто-славянского единства, о которой речь пойдёт в дальнейшем,
— «преобладающей комбинацией антропологических признаков в славянском населении оказывается долихомезокрания, средняя ширина лица, резко профилированное лицо и среднее или сильное выступание носа»,
— проанализировав интенсивность нарастания и убывания славянских, германских, финно-угорских черт средневекового населения, в частности изменений, типичных для славян, показателей скулового диаметра, привязанных к географической карте, учёные пришли к выводу, что прародина славян может находиться в междуречье Одера и Днепра (Т. И. Алексеева, «Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения»).
Исследование 8 тысяч образов ДНК, из более полусотни балто-славянских популяций, по таким признакам, как Y-хромосома, мтДНК и аутосомная ДНК, показало высокую корреляцию генетических и лингвистических показателей у славян. Исследование проводилось в 2015 г. коллективом ученых под руководством доктора биологических наук О.П. Балановского (Институт общей генетики и Медико-генетический научный центр) и академика Рихарда Виллемса (Эстонский биоцентр и Тартусский университет), и опубликовано в журнале PLoS One.
Было установлено, что западные и восточные славяне формируют генетически целостную группу, делающую их отличными от соседствующих с ними народов. В то время как южные славяне несколько отличаются, предположительно ввиду вобранного ими в себя неславянского субстрата Балкан, во время колонизации ими данных территорий.
Большую генетическую близость имеют северо-славянские этносы: русские, украинцы, белорусы, словаки, кашубы, словенцы, моравы, русины, силезцы, поляки. В этом же генетическом кластере, но тяготея также и к немцам, находятся чехи и лужичане.
Большинство современных южных славян имеют иное, более гетерогенное происхождение, это болгары, босняки, македонцы, сербы, хорваты, черногорцы. Однако, различия между северными (восточными и западными) и южными славянами появились в итоге более поздних исторических процессов (чем затрагиваемый в данной статье период), вызванных этно-политическими изменениями в Центральной Европе VI-VII веков н.э.
Кроме того, венгры, восточные австрийцы, восточные немцы, имеют значимый славянский генетический вклад, но не являются сегодня славянами (имеют другие самосознание, культуру и язык), равно как румыны и молдаване, которым передалось больше генов от древних славян, чем современным сербам (которые имеют таковых лишь чуть более албанцев).
Из неславянских по происхождению народов близки к северному генетическому славянскому кластеру больше других — латыши, литовцы, и, в меньшей степени, эстонцы. Что может быть объяснено общим происхождением славянских и балтских народов.
Преобладающей гаплогруппой среди славянских мужчин является Y-ДНК R1а, при этом все славянские народы имеют уникальное пропорциональное сочетание типичных европейских гаплогрупп, выделяющих их из других этнических популяций. Среди славянских женщин значительно превалирует гаплогруппа мтДНК — H.
При этом стоит ещё раз подчеркнуть, что речь идёт о популяции в целом, а не о конкретных индивидуумах, возраст гаплогрупп может исчисляться десятками тысяч лет, основные гаплогруппы старше всех современных народов (первым этапом формирования которых стало расщепление древних генетических линий из-за вынужденных миграций малых замкнутых групп, продолжавшихся тысячелетиями). Поэтому нельзя точно определить национальность человека по гаплогруппе, но можно установить преобладающую комбинацию гаплогрупп, наличествующую у того или иного этноса.
(С данными по гаплогруппам Y-ДНК народов мира и источникам информации, собранными энтузиастами, можно ознакомиться тут– от редакции).
Ключевой для окончательного установления, как славянской прародины, так и времени появления славян, как самостоятельной этно-языковой группы, является точная дата появления славянского языка. Поскольку не существует языка вне его носителя. На сегодняшней момент, очевидно, что язык является важнейшим этномаркирующим фактором для той или иной популяции.
Ведущий отечественный учёный в области исследования генофонда славян Олег Балановский, и специалист в области научной журналистики Надежда Маркина, утверждают, что: «Языки – это фактор изначального родства генофондов или частей генофондов, унаследованных от общих предков вместе с общим языком (или не унаследованных, если язык сменили, а генофонд остался почти прежним)».
Последние данные глоттохронологии (научный метод, применяемый для установления дат разделения родственных языков) говорят нам о том, что славянский язык выделился из славяно-балтской языковой общности в районе 1400-1000 гг. до нашей эры (Gray, Atkinson, 2003; Starostin, 2004; Blažek, Novotná, 2007; Балановский, 2015). То есть на 1000-400 лет раньше, чем появились культура подклёшевых погребений и поморская культура, и на 1350-1750 лет раньше появления пражско-корчакской культуры (т.е. раньше культур, которые определяются некоторыми историками как достоверно славянские). Из этого следует, что археологическая культура, эквивалентная славянам, отделившимся от славяно-балтской этно-языковой общности, должна относиться к более раннему времени, чем культура подклёшевых погребений и поморская культура (о которых пойдёт речь ниже), и, тем более, пражско-корчакская.
В качестве единственных кандидатов на роль возможной колыбели славян, отвечающих критериям, выдвинутым лингвистикой, антропологией, историей и здравым смыслом, подходят лужицкая и комаровская культуры. Примерные годы существования лужицкой культуры: 1300 — 500 гг. до н.э., комаровской: XV—XII/VII вв. до н.э. Комаровская, и её наследница на востоке ареала – чернолесская культура, прекратили своё существование в итоге натиска скифов, впоследствии их сменяют различные культуры достоверно индо-иранского круга, поэтому носители комаровской культуры не могут быть предками современных славян.
В подтверждение своих слов о славянской атрибуции лужицкой культуры, кратко опишем этнокультурные и лингвистические реалии Центральной Европы 1500-500 гг. до нашей эры. Поскольку, как мы знаем, по данным лингвистов, антропологов и генетиков, прародина славян должна быть обнаружена именно в Центральной Европе.
На востоке и северо-востоке от лужицкой культуры находились:
Балты, представленные сосницкой культурой (XVI-XI вв. до н.э.), развившейся в лебедовскую (XI — VIII вв. до н. э.), милоградскую (VII — I веков до н. э.) и юхновскую (V в. до н. э. — II в. до н. э.) культуры. В дальнейшем: балтские — днепро-двинская культура (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.), культура штрихованной керамики (VII век до н. э. — V век н. э.).
На юго-востоке и юге:
Фрако-иллирийцы, носители гава-голиградской культуры (XIII-XI вв. до н.э.). Фракийцы — носители сабатиновкой культуры (XVI-XIII вв. до н. э.) и культуры ноуа (XVI/XIV-XIII/XI вв. до н. э.). Даки, которых часто относят к фракийцам. Носители комаровской культуры (XV—XII/VII вв. до н.э., локальный вариант культуры боевых топоров), которые в равной степени могли быть славянами, балтами, не разделёнными славяно-балтами, даже реликтовым остатком от славяно-балтско-индо-иранской общности. Данная, и наследующие ей культуры, прекратили своё существование в итоге скифского давления. Последние их «оскифизировавшиеся представители», вероятно, в дальнейшем вошли в качестве незначительного субстрата в зарубинецкую культуру. Иранцы — черногоровская культура (IX—VII века до н. э.), киммерийцы. А также белозерская культура (XII—X вв. до н. э) — фрако-киммерийцы.
На юге, юго-западе, западе:
Кельты, иллирийцы, соответствующие гальштатской культуре, 800 — 450 гг. до н.э., иллирийской группе культуры полей погребальных урн (1300-800 гг. до н.э.), кновизской культуре (1300-1050 гг. до н.э.). Иллирийцы — винковацкая культура (около 2300—1600 гг. до н. э.). Племена, родственные микенским грекам – ватинская культура (1600-1300 гг. до н.э.).
На северо-западе:
Германцы — культуры нордической бронзы (1700—500 гг. до н. э.), в дальнейшем ясторфская культура (600-300 гг. до н.э.).
На севере:
Предки пруссов. Культура самбийских курганов, или западнобалтийских курганов, — балтийская археологическая культура раннего железного века (VI — I века до н. э.). Кстати, стоит заметить, что прусский язык наиболее близок к славянским языкам. «Иногда прусский язык рассматривают даже как третью отдельную (срединную) ветвь балто-славянских языков», источник: http://www.garshin.ru/linguistics/languages/nostratic/indo-european/baltic/west-baltic.html). Также см. на эту тему: Свежинский Владимир. Балты и балтские диалекты в древней Беларуси // Деды № 9 — 2012. С. 217-232.
С возможным регионом славянской прародины не граничили:
Италики — культуры Террамар (2000 — 700 гг. до н. э.) и Вилланова (1100 — 700 гг. до н. э.) в Италии. Кроме того, греки, албанцы, армяне, дарды, нуристанцы, хетты, лувийцы, тохары, индо-арии находились в период XII-V вв. до н.э. также далеко от лужицкой культуры.
Как видим, выбор «свободной» европейской культуры 1400 – 1000 гг., отвечающей научным требованиям, выдвинутым к обязательным характеристикам культуры первых славян — не велик. Все крупные народы, которые историческая наука помещает в Восточной Европе, имеют варианты конкретных археологических культур, им соответствующих. И только сами славяне, по мнению некоторых, «неуловимы», невозможно их якобы найти и увидеть. Хотя на самом деле альтернативы для определения принадлежности лужицкой культуры как славянской – не существует. Поскольку все другие культуры Центральной Европы, подходящие на роль первой славянской культуры, по времени своего возникновения, сопоставлены с другими народами, либо были поглощены другими этно-культурными группами, и не могут считаться предковыми для культур современных народов.
Еще раз обозначим примерные ключевые датировки:
Лужицкая культура — 1300-500 гг. до н.э. (в некоторых местах просуществовала вплоть до последних веков I тысячелетия до н.э.). Её коренным ареалом являются западные области Польши (Великопольша, Силезия, Любушская земля и Западное Поморье), смежные регионы Германии (Саксония и Бранденбург), и северные части Чехии и Словакии.
Поморский вариант лужицкой археологической общности — 1200-800 гг. до н.э., и отдельная его восточная часть (она же — кашубский вариант, развившийся в поморскую культуру) — 800-650 гг. до н.э.
В момент, когда глоттохронология фиксирует появление славянского языка, в районе 1400-1000 гг. до н.э, из всех центрально-европейских общностей, давших потомство, сохранивших до наших дней свою этно-культурную идентичность, славянами могли быть только представители лужицкой культуры. До этого славян не существовало как отдельного народа со своим отдельным языком, они были нераздельной частью славяно-балтской общности, а ранее — индоевропейской общности.
Отметим, что лужицкая культура была весьма продвинутой, уровень её развития значительно опережал многие синхронные ей культуры, однако данная тематика заслуживает отдельной статьи.
В настоящий момент я не вижу каких-либо не идеологизированных, научных оснований считать лужицкую культуру не славянской, а интернациональной. И то, что лужицкая культура испытывала те или иные влияния соседей – не делает её не славянской. Славяне и должны были формироваться в соседстве с балтами, при наличии тесных контактов с кельтами, германцами, и другими народами, чьё влияние было ощутимо в приграничных зонах лужицкой культуры.
Ещё раз подчеркну, что лингвистами доказано существование балто-славянской общности, которая, как теперь известно, распалась примерно в 1400-1000 году до нашей эры. Произошёл распад не балто-кельтско-славянского, не балто-германо-славянского, а именно балто-славянского единства. Это значит, что до этого времени существовала единая общность, к которой должны выводиться и балты и славяне, и ТОЛЬКО они одни, и никто другой (по крайней мере, из известных нам на сегодняшний день исторических народов), поскольку все остальные индоевропейцы отделились друг от друга намного ранее.
Причиной распада славяно-балтской общности могла стать т.н. «катастрофа Бронзового века» бушевавшая в 1250-1150 гг. до нашей эры. Масштабы «катастрофы» были грандиозны, к сожалению, мы не знаем, что стало её катализатором. Исторически зафиксировано, что целые народы снимались с мест, объединялись друг с другом, нападали на соседей, переплывали моря и преодолевали огромные расстояния для вторжения в новые для себя земли, образуя новые политические и этно-культурные объединения. Существуют разные версии причин этих событий, которые затронули не только все Средиземноморье, но и Европу.
На роль археологической культуры соответствующей славяно-балтскому единству, хорошо подходит тшинецкая культура, разделившаяся в дальнейшем, на достоверно балтские, и, как мы утверждаем, славянскую лужицкую.
Тшинецкая археологическая культура, или, как иногда говорят, тшинецкий культурный круг (ТКК), существовал в XVI—XIII гг. до н. э., и представлял единый ареал сблизившихся родственных культур, происходящих от культуры боевых топоров (шнуровой керамики).
В него входили три культуры: комаровская (XV-VII вв. до н.э.) в Правобережной лесостепи и Прикарпатье, собственно тшинецкая культура на западе ареала ТКК, и сосницкая культура (XVI-XI вв. до н.э.) в лесной зоне на востоке этого ареала. Предковыми культурами для собственно тшинецкой археологами обозначаются близко-родственные мержановицкая, XXI-XVI вв. до н.э, стжыжовская, XVIII—XVI вв. до н. э, и ивеньская, XVIII—XVI вв. до н. э. (все из числа наследников культуры боевых топоров/штрихованной керамики). Из основной собственно тшинецкой развилась лужицкая, из сосницкой – культуры балтов. Носители, а в дальнейшем и потомки комаровской культуры приняли на себя основные удары вторжений со стороны киммерийцев, а затем и скифов, проживая на границе со степью.
Ареал собственно тшинецкий и комаровской культур совпадает с очерченным Л. Нидерле ареалом прото- или раннеславянских топонимических данных к северу от Карпат.
У представителя ранней тшинецкой культуры (образец PL_N17) определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a-Z280>S24902 (см. Fernandes D. M. et al. A genomic Neolithic time transect of hunter-farmer admixture in central Poland, 2018).
Представитель лужицкой культуры из Halberstadt-Sonntagsfeld (Саксония-Анхальт, Германия), живший в 1113—1021 гг. до н. э., также был носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1a1a1b1a2 (Z280) и митохондриальной гаплогруппы H23 (см. Massive migration from the steppe is a source for Indo-European languages in Europe).
Как известно, гаплогруппа Y-ДНК R1a преобладает у славян и балтов. Кроме того, наличие генетической преемственности носителей лужицкой культуры от носителей тшинецкой, позволяет окончательно признать недостоверными версии происхождения «лужичан» из унетицкой культуры (2300-1600 гг. до н.э.), и центрально-европейского круга культур курганных погребений (1600/1450-1250 гг. до н.э.). Как недавно выяснили палеогенетики, носители унетицкой культуры имели преобладающую гаплогруппу Y-ДНК I2 (образцы из Эсперштедта и Эйлау). Возможно, в будущем новые находки дадут у них еще R1b, поскольку данная культура считается одним из продолжений культуры колоколовидных кубков (имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда), в которой фиксируется преобладание гаплогруппы Y-ДНК R1b (командой Дэвида Райха в 2017 г. было исследовано 100 образцов, почти все индивиды имеют тот гаплогруппу Y-ДНК R1b, доминирующую в Западной Европе и сегодня), как и у представителей центрально-европейских культур курганных погребений (Л. Клейн, Словарь археологических культур; И. Гавритухин). Последние, помимо этого, имели еще и преобладающую роль скотоводства над земледелием, в отличие от «лужичан». Западные и южные центрально-европейские культуры имели серьезное культурное влияние на лужицкую культуру, закрепив её отличие от восточных балтских родственников, но ни I2, ни R1b, не могли быть преобладающими гаплогруппами для древне-славянского населения, поскольку для славян характерно преобладание R1a. И, хотя пока данных немного, новые сведения по генетике носителей лужицкой культуры говорят сами за себя.
Я предполагаю, что дальнейшие исследования в сфере палеогенетики могут выявить преобладание гаплогруппы I2 у иллирийцев, полученной ими от доиндоевропейского населения Европы (о чем косвенно свидетельствует высокая частота встречаемости данной гаплогруппы у народов, ассимилировавших романизованных иллирийцев в I тыс. н.э.). Что позволит навсегда закрыть дискуссию о том, может ли лужицкая культура соответствовать какой-либо группе иллирийцев. Подчеркну, что сегодня даже в отсутствие большого числа генетических данных, такие притязания выглядят совершенно необоснованными.
Обозначим основной вывод из вышесказанного. Лужицкая археологическая культура принадлежит славянам, поскольку:
— её появление хронологически совпадает с выделением славян из славяно-балтской общности,
— она находится на территории, единственно подходящей для предполагаемой славянской прародины, учитывая также критерий в виде соседства на востоке с самой древней достоверно балтской культурой,
— является непосредственно предковой для поморско-подклёшевой культуры, чья принадлежность к славянам признается большинством историков, и ареалы территориального распространения которой практически идентичны (в дискуссиях оспаривается, в основном, только масштабы преемственности), в языке славян отразились древнейшие контакты на западе с кельтами, относимые к временам данной культуры, или более ранним,
— её наследники дожили до нашей эры, сохранив этно-культурную преемственность от изначальных славян, чего не произошло с носителями родственной чернолесской культуры, растворившихся в скифской общности,
— родительская для лужицкой — тшинецкая культура, учитывая время разделения славяно-балтского единства, соответствует славяно-балтской общности, из которой должны были выделиться славяне, причём вторая культура, выделившаяся из тшинецкого культурного круга, является достоверно балтской,
— у «лужичан» и «тшинетцев» обнаружена гаплогруппа Y-ДНК R1a (субклад Z280), преобладающая у славян, и значимо выраженная у балтов, что выделяет их на фоне других европейских народов (которых некоторые историки ошибочно привязывают к данным культурам), у которых преобладающей является, в основном, R1b.
Важным для понимания славянской принадлежности лужицкой культуры является осознание того факта, что из неё, так или иначе, проистекают все последующие археологические славянские культуры.
Около 1200 г. до н.э. возникает поморский вариант лужицкой археологической общности, просуществовавший до VIII века до н.э. Из восточной части «поморских лужичан» складывается кашубский вариант лужицкой культуры (просуществовавший с 800 по 650 гг. до н.э.), в дальнейшем развившийся в отдельную поморскую культуру.
После разорительных набегов скифов на лужицкие земли в VI-V вв. до нашей эры носители поморской культуры (которые генетически представляли собой ранее отделившуюся ветвь самой лужицкой культуры) начали продвигаться на юг от Балтийского моря. «Поморцы» мирно вливались в ареал родственной им лужицкой культуры, образовав на территории современной Польши новую общность – культуру подклёшевых погребений, с характерными признаками обоих родительских культур. Важно понимать, что лужицкая и поморская — схожие культуры, поскольку сама поморская культура развилась из восточно-поморского (кашубского) варианта лужицкой культуры почти одновременно с началом экспансии на юг. Более того, большинство западных исследователей считают культуру подклёшевых погребений просто поздним этапом развития поморской культуры (датируя все её этапы VII-III в. до н.э.).
Примечательно, что после «скифского разгрома» лужицкой культуры, когда её «внуки» вышли из поморья (будущие носители культуры подклёшевых погребений), и снова заселили её земли, разорённые скифами, то границы, до которых они дошли в своей южной экспансии — почти полностью совпали с ареалом самой лужицкой культуры, за исключением небольшой части, кельтизированной к тому времени. В первые века своего движения они поселялись в местах родственного им населения, и только там, что, вероятно, вызвано определённой исторической памятью славян того времени, комплиментарностью (прежде всего языковой) к родственному населению.
Культура подклёшевых погребений (которую также иногда называют поморско-подклёшевой культурой) появляется в V веке до нашей эры, и исчезает только к 100 году до н.э. Самостоятельные крупные балтские культуры на огромных пространствах Восточной Европы к этому времени давно существуют, как им и положено в соответствии со всеми научными изысканиями.
Принадлежность культуры подклёшевых погребений славянам наиболее аргументированно обоснована в работах известного исследователя истории славян В. Седова. Разделяли концепцию славянства лужицкой (и) или поморской культур (откуда выводится культура подклёшевых погребений), такие известные ученые, как Ю. Костшевский, Т. Сулимирский, К. Яжджевский, Я. Чекановский, Т. Лер-Сплавинский, М.И. Артамонов, Б.В. Горнунг, Б.А. Рыбаков, М. Рудницкий, Я. Филипп, В. В. Мартынов, Ю. В. Кухаренко, и др.
Такие учёные как В. В. Седов и В. П. Кобычев, прослеживают непрерывную и неоспоримую историческую преемственность от культуры подклёшевых погребений до славянских народов Повести временных лет. Центрально-европейское происхождение славян подтверждают и антропологи (Алексеева Т.И., Алексеев В.П. Антропология о происхождении славян // «Природа», — 1989).
Культура подклёшевых погребений развивается в зарубинецкую и пшеворскую культуры. Начало зарубинецкой культуры датируется концом III века до нашей эры, практически одновременно к западу от неё возникает родственная — пшеворская. «Пшеворцы» — это славяне, остававшиеся в районе Польши, их южная часть испытала на себе мощное влияние кельтов. «Зарубинцы» — это славяне, ушедшие на восток, в результате крушения Скифского царства в III в. до н.э. (по другой версии — в результате натиска кельтов с запада, а возможно и по совокупности причин), заняв часть его территорий, и вобрав в себя в какой-то незначительной мере и кельтский и скифский и балтский субстраты. Заметим, что пшеворская культура имела два этнических ареала, восточный, сохраняющийся славянским, и западный — германизированный (на эту тему см. работы В. Седова).
В конце II века н.э. на территории Причерноморья, в результате продвижения готов от берегов Балтийского моря и покорения ими в т.ч. весьма развитых племен юго-восточного ареала пшеворской культуры, возникает полиэтническая черняховская культура. Подчинённые готам славяне-пшеворцы были включены ими в состав своего государства Ойум (с добавлением небольшой части носителей поздней зарубинецкой культуры, а также в большем числе сарматов и фракийцев).
Валентин Седов постулирует: «Племенную (и, по-видимому, диалектную) группировку славян Подольско-Днепровского региона черняховской культуры, сформировавшуюся в условиях славяно-иранского симбиоза, можно отождествлять с антами, известными по историческим сочинениям VI–VII вв. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Естественно, что жили они не в степях, а в лесостепной полосе междуречья, что полностью соответствует локализации рассматриваемой славянской группировки».
Ко второму веку нашей эры на основе поздней зарубинецкой культуры (с некоторым вкраплением родственной пшеворской культуры) формируется киевская культура. Той частью носителей зарубинецкой культуры, которая пришла в упадок, но всё же избежала полного разгрома сарматами в I в. нашей эры, а затем уничтожения или ассимиляции со стороны вторгшихся с северо-запада готов. Заметим, что сарматы, что готы были очень сильными народами, в III веке н.э. победоносные армии Великого Рима вынуждены были навсегда бежать из Римской Дакии в результате постоянных вторжений с востока коалиции народов при главенстве готов.
Чтобы не быть голословным в вопросе масштаба преемственности киевской от зарубинецкой культуры, приведу цитату известного история и археолога Б. Клейна из его справочника археологических культур: «Киевская культура существовала одновременно с черняховской культурой на ее северной окраине, но продолжала в основном традиции зарубинецкой культуры, была ее северным продолжением. Это тоже культура полей погребений – кремация покойников в ней продолжалась, и прах захоранивали в грунт, причем, по крайней мере, порою в урнах. Фрагменты керамики во всех погребениях говорят о ритуальном разбивании сосудов при сожжении или тризне. Керамика вся лепная и грубее зарубинецкой, лишь под конец существования культуры есть гончарная посуда черняховского типа, возможно привозная. Плоские глиняные диски («лепешницы») повторяют зарубинецкие формы. Сосуды, иногда с поверхностью, покрытой расчесами, разнообразны по форме. Находки в погребениях бедные. Оружие ограничено одиночными находками стрел и копий, всадническое снаряжение – шпорами и украшениями збруи.
Зарубинецкие традиции продолжаются и в поселениях и в хозяйстве. Неукреплённые селища состоят из землянок, отапливаемых каменными очагами. Рядом с жилищами располагаются хозяйственные ямы. Железные серпы, как и зернотёрки и жернова, свидетельствуют о земледелии. Стеклянные бусы и бронзовые пинцеты – это импорты с территории Римской империи. Но и собственное ремесло местами достигало высокого уровня. Специфичны для киевской культуры ювелирные украшения – фибулы, подвески-лунницы и ожерелья другие вещи, украшенные выемчатой эмалью. Они отлиты из бронзы и имеют ажурные отверстия и углубления, заполненные разноцветной стекловидной пастой. Богатое скопление выемчатых эмалей в женских украшениях и предметах всаднического набора представляет Брянский клад 2012 года, датируемый III веком н. э. Итак, корни этой культуры рассматриваются в зарубинецкой культуре».
Славяне, называемые ранее древними авторами венедами, к VI веку н.э. состояли из четырех крупных этно-культурных групп, три из которых часто упоминаются во многих европейских древних письменных источниках — славенов (по-гречески «склавинов»), антов, венедов, и поволожских славян — «именьковцев», о которых свидетельствуют данные археологии и сообщения арабских источников (называющих славян-именьковцев «ас-сакалиба»).
Перечислим археологические культуры (все они в той или иной степени имеют пшеворско-зарубинецкие корни, то есть являются прямыми потомками культуры подклёшевых погребений, а также предшествовавшей ей лужицкой культуры), которые соотносятся со славянскими общностями VI века н.э.:
Славены (Склавины) — Пражско-Корчакская культура, IV-VII вв.
Анты — Пеньковская и Колочинские культуры, V-VII вв.
Венеды — Суково-Дзедзицкая и Фельдбергская культуры, V-IX вв.
«Ас-сакалиба», по версии В. Седова возможное самоназвание «Русь» — Именьковская культура, IV-VII вв.
Отдельно хотелось бы привести здесь несколько интересных фактов про антов, говорящих о большей древности славян, чем мы привыкли слышать в рассказах от лживых русофобов про славян, «которых не существовало раньше VI века нашей эры», а также в рассуждениях обычных доверчивых граждан, привыкших верить всему, что им говорят.
В результате развития киевской археологической культуры, при участии близкородственной ей, северной, славянской части черняховской культуры (по версии В. Седова, черняховский вклад был основным), формируются в V веке пеньковская и колочинские культуры, носителями которых являются исторические анты. Они же совместно с племенами пражской культуры (тоже генетические потомки «пшеворцев» и «зарубинцев») создают ипотешти-кындештскую культуру.
Принадлежность антов к славянам не вызывает никаких сомнений у большинства не маргинальных историков, поскольку о них много пишут древние авторы. Страна антов «Антаиб» упоминается в документах лангобардов. При этом, первые упоминания народа антов в письменных источниках относится вовсе не к VI веку н.э.. В последней четверти IV в. н.э., восставший против правления гуннов, недавно уничтоживших государство готов Ойум, германский, готский король Винитарий (Winiþ-arja, буквально: «Победитель венедов») воевал с антами, и в ходе кровопролитной войны казнил их правителя Божа и с ним 70 представителей элиты этого народа (возможно именно данного правителя подразумевает древнерусское «Слово о полку Игореве», говоря о «времени Бусовом»). Иными словами, мы видим вполне себе сложившиеся славянское племя антов, неопровержимо существовавшее в то же самое время, когда гунны громили готскую державу с 375 года нашей эры.
К этому можно добавить, что по утверждению академика Б. Рыбакова, первое письменное упоминание антов в виде имени «Антос» найдено на одной из надписей III в. н.э. в городе Керчь (также см. о надписях на боспорских вазах — Стрижак О. С. Етнонімія Птолемеєвої Сарматії. К., 1991, с. 34).
До наших дней дожили славянские языки, происходящие от языка антов — это сербо-хорватский, болгарский и македонский. Как установили учёные, их отделение от других славянских языков относится как раз к 100-ому году нашей эры. Cм. реконструированное филогенетическое дерево балто-славянских языков, созданное путем сочетания нескольких методов — StarlingNJ, NJ, BioNJ, UPGMA, BayesianMCMC, UMP. (Genetic heritage of the Balto-Slavic speaking populations: a synthesis of autosomal, mitochondrial and Y-chromosomal data. PLOS ONE, Sept. 2, 2015).
Таким образом, безотносительно в целом славян, одна история только отдельно взятого славянского племенного союза антов в реальности оказывается древнее VI века н.э. на полтысячи лет. Этот любопытный краткий штрих к истории антов хорошо показывают, как иной раз не совпадает реальность с тем, что навязывается людям недобросовестными писателями.
В VI веке н.э. славяне не появляются в этом мире, как утверждают некоторые, а начинают массовую экспансию во все стороны света от ареала своего раннего проживания.
В Европе она продолжалась почти тысячу лет, с переменным успехом, до XV века, ее окончанием можно считать отступление сербских армий из Греции под ударами войск турок-османов. В Азии славянская экспансия продлилась 1500 лет вплоть до конца 90-х годов XX века, завершившись бесславным бегством русских с Кавказа, Закавказья и Средней Азии, продолжающегося и по сей день.
Как весьма аргументированно показывает в своих работах историк Антон Горский, после начала своей экспансии, во второй половине I тысячелетия славяне в большинстве своем были объединены уже не в племена (под племенем подразумевается один разросшийся род), а в этно-политические образования более высокого уровня, территориально-политические общности. Фактически — протогосударства, называемые западноевропейскими и византийскими соседями славян «Славиями» («Славиниями»).
«Славинии» были двух видов, племенные княжества или союзы племенных княжеств (иными словами имели сложное социальное устройство), а вовсе не племенами или союзами племен, как считалось в историографии ранее. Славены и анты представляли собой огромные конфедерации племен, а затем племенных княжеств, совместно вели войны, заключали договора, осуществляли оборону своих земель.
В связи с этим представляется крайне вероятным, что во второй половине I тыс. н.э. славянские общности, известные нам как кривичи, словене, северяне, радимичи, вятичи, и, возможно, некоторые другие, под своими наименованиями подразумевали не этническую идентичность, которая на тот момент у них, скорее всего, была общеславянской или общерусской («вся русь»), а определённую политическую обособленность, ведь каждая из этих групп, обладала рядом укреплённых близкорасположенных поселений, очевидно координирующих свою общую деятельность по ряду вопросов, и отделяющую себя от других подобных групп.
Напомним, какие общности являются прямыми предками для современных славянских народов в этно-культурном плане:
Славены — чехи, моравы, словаки, лужичане, словенцы, украинцы, белорусы, русины
Анты — болгары, босняки, македонцы, сербы, хорваты, черногорцы, украинцы, белорусы, южные русские (в меньшей степени),
Венеды — поляки, кашубы, силезцы, центральные и северные русские (венеды + балтский субстрат северо-восточной Русской равнины, отсутствующий у других славян этой группы)
«Ас-сакалиба/Русь Поволжья/именьковцы» – центральные и южные группы русских.
Заметим, что русские, как нация, демонстрируют высокий уровень антропологического и генетического единообразия, несмотря на формирование их из нескольких близкородственных славянских групп, осуществлявших масштабные миграции (славянские колонисты венедского происхождения: кривичи, словене, «меря», и славянские колонисты «именьковского» происхождения – северяне, вятичи, радимичи, донские славяне).
Ложные представления о славянах, которые появились якобы только в VI веке н.э. из «ниоткуда», до сих пор кочуют в массовом сознании. Однако, как мы видим, в исторических реалиях VI века уже НЕ БЫЛО никакого единого народа славян. Да, славяне из разных общностей понимали друг друга, как исландец может понимать норвежца, но это уже давно не один народ. Чтобы уловить время славянского единства, невозможно не пойти дальше вглубь истории, и, сделав это, мы с лёгкостью находим достоверно славянские культуры прошлого, вплоть до самого времени распада славяно-балтской общности. Больше невозможно игнорировать лингвистические, антропологические, генетические, и археологические свидетельства существования славян, начиная с 1400 – 1000 гг. до нашей эры. То есть, как минимум, на 16 веков (!) раньше, чем сегодня утверждается некоторыми учёными — русофобами.
Выводы
Исходя из всего вышеизложенного, вы теперь знаете, что рождение славян относится концу II тысячелетия до нашей эры, к моменту распада славяно-балтской этно-культурной общности и языкового единства, археологически зафиксированного реалиями лужицкой культуры. Точная датировка этого события находится по разным оценкам от 1400 г. до 1000 г. до нашей эры. Это не какие-то выдумки фантастов-затейников-чудиновцев, а наша настоящая история. В чём вы сами могли убедиться, прочитав эту статью. Я буду рад, если кого-то она также подтолкнёт к более углубленному изучению славянского этногенеза, равно как и древнеевропейской истории.
Также я хочу подчеркнуть, что наука не стоит на месте, ежегодно человечество накапливает всё новые и новые знания, поэтому при добросовестном подходе к изучению этногенеза любого народа, практически неизбежны значительные правки и корректировки наших представлений, как в настоящем, так и в будущем времени.
Когда услышите еще где-то от каких-то негодяев или просто неграмотных людей о том, что славяне появились в VI веке нашей эры, потому что им так в школе поведали, расскажите им, как на самом деле обстоят с этим дела, о том, что славянская этно-культурная общность в действительности в два раза старше. Славянам не меньше 3000 лет. Впрочем, наши предки, относящиеся к различным европейским и индоевропейским общностям, предшествовавшим появлению славян, также заслуживают, чтобы вы ими гордились, но это уже другая история.
Поскольку не все хорошо понимают, что значит 3 000 лет для человеческой цивилизации, отмечу, что славяне, как отдельный народ со своим самосознанием и языком, выходили на арену истории во времена падения Крито-Микенской цивилизации, фараона Эхнатона, побед Ассирийской Империи, крушения Миттани. Славяне уже существовали в эпоху, когда Ахилл штурмовал Трою, горели города Хеттского царства, отряды филистимлян высаживались на берегу Палестины, а Соломон строил свой храм. Наши предки воевали с киммерийцами до скифов, и со скифами до Дария, уже были одной единой общностью славян за сотни лет до Гомера, за 700 лет до создания Персидской империи, за 500 лет до появления города под названием Рим, за тысячу и более лет до Александра Македонского и Юлия Цезаря.
Владимир Басманов
Древо происхождения славянских культур и народов. В лучшем качестве: https://rmarsh.info/wp-content/uploads/2023/09/Boevye_topory_i_slavyane.png