Этот вопрос от оппонентов иногда ставит в тупик молодых соратников, потому что те, кто задают вопрос, часто делают это с разоблачающим пафосом и длинным уничижающим наш народ предисловием, приравнивают русских к малым племенам-изолятам, веками живущим неизменным традиционным укладом. Нам предлагают назвать вещи, которые:
а) присутствуют у всех русских с момента их возникновения до наших дней, и при этом не являются очевидной вариацией европейской или общеславянской культуры. А кроме того, не имеют следов их воздействия, равно как и любого другого воздействия и аналогов.
б) не относятся ни к текущей исторической реальности, ни к советской (как если бы человеку отказали в авторстве книг или картин, написанных им во время тюремного заключения), ни даже к высшим слоям исторической русской аристократии (дескать, далёкой от народа).
в) при этом являются, очевидно, ценными для цивилизации.
По сути, происходит подмена понятий. Вместо того чтобы реально задать вопрос о культуре, нам предлагают назвать элементы быта русских крестьян Средних веков, дошедшие до наших дней без изменений, массово представленные у современных русских, и при этом не утратившие свою ценность. Конечно, такие вещи существуют, будь то сказки, былины, народные забавы и праздники, блины или квас, матрёшки или глиняные свистульки – но это будет лишь небольшая часть русской культуры.
И как только вы назовёте эти вещи, ваш оппонент сопоставит русскую баню с, дескать, целиком немецкой наукой или якобы целиком итальянским искусством, и с чувством собственного «интеллектуального торжества» объявит об «ущербности тёмных русских».
Изба-полуземлянка – единственный образ русской культуры, существующий в сознании русофобов
В действительности же, чтобы понять, что такое русская культура нужно чётко осознать, что русские — это не аборигены дальних островов, которых в эпоху Петра I открыли европейцы, принеся нам цивилизацию. Нет, мы сами Европа, в той же степени, что немцы или французы.
— Русские, как и большинство современных белых народов – индоевропейцы, разошедшиеся от одного корня. Как вы знаете, раньше все белые народы были едины, имели один язык, одну культуру, одну религию с верой в Верхового Бога Отца и Бога-Громовержца, сражающего змея (см. работы Иванова и Топорова с реконструкцией основного мифа). Также вероятно, что во время пребывания на анатолийской прародине предки индоевропейцев наряду с соседствующими народами также верили в умирающее и воскресающее Божество, возможно связанное с переходом к земледелию. У индоевропейцев был распространён культ героев, культ символических атрибутов Богов, будь то кони, камни или особое «мировое» древо. Данные языка свидетельствуют о наличии культа Утренней Зари – который уже серьёзно деградировал к моменту фиксирования данных о русском язычестве письменными источниками.
Родословное древо языков Шлейхера
Карта индоевропейских лингвистических ареалов Кентум (синий) и Сатем (красный), около 500 г. до н. э.
Иллюстрации образа змееборца в эпическом и религиозном мировоззрении европейцев
Длительнее всего ещё не разделившиеся на отдельные народы славяне представляли собой единую общность с германскими и балтийскими народами, которые оставались их ближайшими соседями даже после разделения. Этим объясняется особая культурно-ценностная близость северных европейцев, и их некоторые отличия от южной ветви.
— Уже разошедшиеся европейские народы, особенно североевропейские, сохраняют культурное единство, например, многочисленные ответвления и вариации культуры Боевых топоров, культуры Полей погребальных урн или «варварские» — провинциально римские культуры.
Последующие века не стали исключением. Славяне, в целом, как и их самое большое ответвление – русские, в частности, были частью европейского культурного круга, внося в него значимый вклад и испытывая влияние других европейских народов. Современные европейские нации — как братья, выросшие в одном доме, и ходившие в одну школу.
— Все европейские народы практически синхронно проходили определённые исторические процессы, в том числе христианизацию, централизацию, абсолютизм, научно-техническую революцию или эпоху великих географических открытий. Каждый из которых оставил свой след, как в общеевропейской культуре, так и в национальных культурах отдельных народов.
— Современные русские также вносят большой культурный вклад в развитие цивилизации. Это и Павел Дуров с его Вконтакте и Телеграмом, выдающийся популяционный генетик Олег Балановский, или русские режиссеры, чьи фильмы регулярно попадают на международные кинофестивали.
— Славяне несколько веков соседствовали с ираноязычными белыми народами, которые раньше нас отделились от общего индоевропейского корня. Позже эти народы были ассимилированы другими народами, сегодня от них остался лишь язык. Славяне — это единственная группа белых, в культуре которой сохранилось влияние ираноязычных народов, тех самых, которое строили Аркаим и Синташту, пресловутых «скифов». В современном русском языке много переосмысленных заимствований из иранского языка 20-вековой давности, взятых от уже исчезнувших белых народов. Возможно, также, что поклонение огню у славян — результат иранского влияния.
— Русские были расселены на огромных территориях, слабо логистически связанных в эпоху, когда технологии формирования единого информационного пространства были ограничены. Отсюда масса вариаций русской культуры прошлого, идет ли речь о костюме, домостроительстве, диалектах, преданиях и т.д. Надо принять вариабельность русской культуры, и не искать единственно «правильный» или единственно «хороший» вариант. И старообрядцы, и жители южнорусских казачьих станиц, и представители русских субэтносов от поморов до саянов, и современное русское большинство РФ и русские, являющиеся мигрантами второго и третьего поколения, родившиеся за пределами России – носители многогранной русской культуры. Русские политеисты/язычники/родноверы (вера, берущая начало в индоевропейском прошлом, и реконструируемая учёными и активистами), русские православные (религиозная концепция, сформированная в нынешнем виде греческими и славянскими мыслителями, на мой взгляд, имеющая больше параллелей с индоевропейскими верованиями, нежели чем с иудаизмом), русские нигилисты-атеисты (интеллектуальный продукт оппозиционной части русской аристократии последних нескольких веков) – все являются носителями русской культуры.
— Культура – это отпечаток души нации, и так же как и нация представляет собой живой организм. Ежедневно обрастающий новыми открытиями, произведениями и артефактами. На планете существуют народы, негативно относящиеся к прогрессу, и не желающие ничего менять, т.н. неконтактные племена, хазы, бушмены или наиболее ортодоксальные представители иудаизма или исламизма. Но наши европейские предки, как и предки других европейцев, таковыми не были никогда, или, по крайней мере, насколько мы можем проследить вглубь веков. Мы дошли до сегодняшнего уровня нашей цивилизации лишь благодаря тому, что наши предки были открыты новому, потому что они всегда были инноваторами и первооткрывателями. Они изобрели обработку металла, колесницы, корабли, автомобили и самолёты, книгопечатание и программирование, в какой-то момент они завоевали практически весь не европейский мир – вы можете найти карты, на которых мир практически поделён между славянскими, германскими и романскими народами.
— То, что последние века другие народы активно перенимают европейскую и русскую культуру, не является проблемой ни европейцев, ни русских. Это проблема других народов, теряющих свою культуру, и тем более из этого не следует, что русским и европейцам следует признать свою современную культуру интернациональной, оставив за собой лишь глинобитные печи и лубки.
— Подытоживая. Русская культура — это не только, и не столько быт крестьян Средних веков, это всё наследие нашего народа, которое продолжает формироваться и в наши дни, и невозможно отделить русскую культуру от европейской культуры, так же как от европейской культуры отделить германскую культуру или романскую.
Почему я являюсь носителем русской культуры?
Давайте каждый попробует ответить на этот вопрос для себя.
— Я говорю на русском языке, читаю и пишу на русском языке, это мой родной язык, и единственный язык, который я знаю.
— Как и большинство русских я ношу европейскую одежду, я живу в доме с европейским дизайном, вдохновлённым идеями русских конструктивистов начала прошлого века.
— Я использую европейские технологические достижения, в гонке за создание и развитие которых участвовали активно русские – будь то книгопечатание или электроэнергия.
— Я пользуюсь русской социальной сетью Вконтакте, русским мессенджером Телеграмом, русским поисковиком Яндексом – потому что считаю эти продукты лучшими и более удобными чем их аналогии. Кроме того, данные площадки более дружелюбны к использованию средств анонимности, чем Google или Facebook.
— Большинство прочитанной мной художественной литературы, особенно в период становления личности, — это русская литература (Достоевский, Блок, Есенин, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Державин, Ахматова, Гумилёв, Цветаева, Жуковский, Гоголь, Некрасов, Островский, Чехов, Маяковский, Набоков, Платонов, Пелевин и пр.). Большинство художников, которые вызывают у меня восторг, это европейские художники, включая русских (Илья Глазунов, Константин Васильев, Виктор Васнецов и пр.). К сожалению, из русских скульпторов, чьи работы, как правило, весьма достойны, я могу припомнить только Вячеслава Клыкова, но мои познания в скульптуре более чем скромны.
— Большинство прочитанных мне родителями сказок и былин – это русские сказки и былины. Можно сказать, что в моём детстве преобладал культ героев – в этом плане воспитание детей у восточных европейцев мало изменилось за последние века. Русская культура, и свойственный ей взгляд на собственную историю и эпические предания, заставляет тебя гордиться предками. Ты просто должен, обязан ими гордиться, и ты должен быть их достоин. Быть достойным у русских — это не просто прожить честным человеком, а быть прославленным, выдающимся, быть частью чего-то большего. Защищать свой народ, искать себе славу, принимать мудрые и справедливые решения. Стремиться к величию для себя и своей Нации. Это то, что вбивается в голову многим и многим поколениям русских. Ключевые фигуры культа предков менялись, но посыл всегда оставался тот же. Может быть, это не так хорошо, как изначально казалось, и не единственно правильно, может быть наше представление о величии претерпело существенные изменения, и мы не являемся едиными в понимании величия, но это по-прежнему является ценностью, и ориентиром для большинства русских. Для кого-то величие — очередной раз постучать ботинком по трибуне ООН, а для кого-то наконец-то обеспечить высокий уровень жизни граждан, и возможность реализации своих социальных и политических прав, и спасти русский народ от вымирания.
— Пассионарность и воля к борьбе — важная основа многих европейских культур. Среди русских подобные качества максимально приветствуются в детях, многочисленные детские и подростковые секции единоборств, стрельбы, водноспортивные игры и состязания, милитаризированные игрушки, продолжают оставаться нормой, в отличие от многих западных европейцев. И, конечно же, это в определённой степени повлияло и на формирование моей личности.
— Я читаю научно-популярные книги и статьи русских учёных, смотрю фильмы русских режиссёров, слушаю современную, классическую русскую музыку (Глинка, Римский-Корсаков, Бородин, Прокофьев), русские романсы, а также «фольклорную» музыку в современной обработке (условный фолк-метал).
— Субъективное переживание русской истории сформировало меня, наложив отпечаток на мою личность, я хуже знаю историю других народов, а когда узнаю, не сопереживаю её в сколь либо приближённой степени как русскому. Своя рубашка ближе к телу, а всё русское – своё.
— Я ем ту же еду, что большинство русских. Мне нравится большие толстые блины с грибами, вареники со сметаной, уха, сельдь под шубой, вегетарианская версия оливье, мочёные яблоки и традиционные варения и соления. С удовольствием могу навернуть кашу с киселём, пряником или пастилой. Мои близкие обожают щи, рассольник и борщ, холодец и окрошку, пирожки и ватрушки, оладья и травяные чаи, курник и мёд. Всё детство меня заставляли пить сок репы для поднятия моего иммунитета. В подростковом возрасте репу сменили соки с иммуностимуляторами, вера в действенность которых снижается по мере отдаления от основного ареала проживания русских). И да, в моей семье было три огромных самовара, один из которых (как правило самый лёгкий) в разгар празднества ставили на стол, в знак уважения к традиции.
— В моей семье отмечали распространённые у русских праздники — Новый Год, Старый Новый Год, Крещение, Масленица, Христово Воскресение, Троица, Ивана Купала, Яблочный и Медовый спас, Коляда, Рождество и даже Сороки. Ёлка, покраска яиц, плетение венков и обливание водой – всё вот это. Сейчас я соблюдаю или наиболее светскую, или наиболее архаичную часть этих празднеств.
— Мои отношения с противоположным полом во многом вытекают из аналогичных отношений с противоположным полом у северных европейцев, в том числе русских. Без резкого институционального разделения полов, где женщина — не товар, а товарищ.
— Всю прошедшую жизнь большинство моего окружения – этнические русские, и такие же носители русской культуры, как и я. У меня не было сколь либо длительных коммуникаций с носителями иных культур.
Можно сказать, что в моей жизни нет сферы, которая не была бы обусловлена определенно русской либо общеевропейской культурой. От жизненных ориентиров, до забавных мелочей (таких, как народные приметы или сувениры). Подумайте, возможно, и у вас тоже.
Насколько важна русская культура для национальной идентичности? Сколько стихов Есенина надо выучить, чтобы стать русским? Достаточно ли 2-х косовороток в шкафу или нужно непременно купить кафтан?
Это не важно, если вы имеете русское этническое происхождение, и выросли в русской среде, вам не стоит об этом задумываться, вы вдыхаете и выдыхаете русскую культуру. Если вы не выросли в русской культурной среде — изучайте те аспекты русской культуры, к которым лежит ваше сердце. Которые помогают вам лучше осознавать своё я, откуда и куда вы идёте, осознавать то большее, частью которого мы являемся. И этого будет более чем достаточно, для сопричастности к русской культуре.
На этом мой рассказ подошёл к концу
Софья Будникова, соратник Совета Движения Националистов