КАК И ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ РУССКИЕ?

Русские — это европейский народ, как в культурном, так и в биологическом отношении, имеющий свою историю, культуру, менталитет и другие особенности, делающие его уникальным. Русский — это тот, кто имеет русское этническое происхождение, и русскую идентичность. Всё остальное не имеет значения для национальной идентификации. Русская нация хорошо исследована и достаточно однородна, как в антропологическом, так и в генетическом плане. Вокруг истории нашего народа существует множество вредных псевдо-научных мифов, их распространители пытаются принизить русских, выставив их молодым народом, однако это глупо и невежественно, поскольку все физические существующие на земле народы имеют по сути примерно одинаково протяжённую историю своего возникновения и развития.

В настоящее время версия происхождение всех людей от одного человека всё ещё является либо допускаемым теоретическим построением науки, либо религиозным догматом, отражающим различные мифы о герое-первопредке.

Однако опираясь на плотную почву современной науки, заглядывая вглубь веков и тысячелетий, настолько насколько это возможно сегодня, мы всегда обнаруживаем антропологические, генетические и культурные различия между группами людей, населявших землю.

Распространение общеевропейского генетического компонента, чем ближе к фиолетовому цвету— тем больше генетического сходства (предполагаю, что данные по Сибири и Дальнему Востоку РФ искажены, т.к. исследования проводились, как правило, не среди европейского населения, составляющего, пока еще, там большинство населения). // О.П. Балановский, «Генофонд Европы», М.: Товарищество научных изданий КМК, 2015.

И каждая такая группа людей, народы, этносы имеют свою отдельную и конкретную историю, в том числе и русские. Для тех, кому трудно много читать, насколько возможно вкратце изложу историю возникновения нашего народа.

Итак, в палеолите, с 40-е по 13 тысячелетие до нашей эры наши предки жили в Европе во время ледникового периода. В 13 тысячелетии до нашей эры теплеет климат, в районе Северной Германии и Дании появляется гамбургская культура, продвинувшаяся с юга. В дальнейшем от неё развиваются различные производные, включая свидерскую культуру, которая существовала в районе от Карпат до Балтики. Эти люди жили охотой, окружающая их среда в те времена— тундростепи.

В VIII тысячелетии до нашей эры часть свидерцев, которым предстояло стать праиндоевропейцами, мигрирует в Анатолию, территорию нынейшей Турции, став основателями тахунийской культуры, уже строящей прото-города. Затем в VI тысячелетии они перемещаются на Балканский полуостров, где создают очень развитую культуру Винча (с наличием прото-письменности), от неё отделяется к северу культура Лендьел (Центральная Европа), от которой в еще более северных территориях Европы происходит культура воронковидных кубков (КВК). От КВК выделяется в 2900 году до нашей эры культура боевых топоров, иначе – культура шнуровой керамики (КШК), начинающая широкую военную экспансию, особенно на восток. Эта культура — достоверная предковая культура для большинства современных европейских народов, что не оспаривается никем из вменяемых ученых. От её части в Восточной Европе возникает тшинецкая культура (XIX в. до н.э.), затем на ее основе — лужицкая культура (к XII веку). Учитывая самые новые данные лингвистов, разделение славянского языка от языка балтов произошло в период 1400-1000 гг. до н.э. (по реконструкциям разных ученых), и учитывая, что не может существовать язык без его носителей, именно к лужицкой культуре следует отнести первое появление славян, отдельных от иных народов (хотя на периферии культуры и могли присутствовать представители других древнеевропейских народов, но что славяне появились уже тогда, и были её основой — нет сомнений). Носители этой культуры строили крупные поселения и крепости, это был целый особый мир, весьма развитый для своего времени.

В районе 400 года до нашей эры в ареал лужицкой культуры возвращается часть представителей поморской культуры (которая сама по себе представляла северную, приморскую колонию лужицев, в этническом отношении поморцы могли быть либо еще неразделёнными прото-балто-славнами, либо прото-славянами с сильным культурным влиянием прото-балтов). Видимо именно это является причиной того, что самый близкий праславянскому балтский язык — древнепрусский. В итоге воссоединения части лужицев и части поморцев на территории современной Польши появляется культура подклешевых погребений – первая достоверно славянская культура, чье славянство мало кем в мире оспаривается.

От культуры подклешевых погребений рождаются в II веке до нашей эры две отдельных славянских культуры – пшеворская (носители известны в исторических источниках как венеды), существующая на территории Польши и Западной Украины, и зарубинецкая (поздние южные носители этой культуры известны в исторических источниках как анты), в районе северной Украины. В этих двух культурах берут начало все будущие славянские племена уже нашей эры.

Во II-III веках нашей эры в результате вторжения готов, а затем, в IV-V веках нашей эры в результате вторжения гуннских орд, происходят массовые перемещения славянских племен, в результате чего к началу VI века в Восточной Европы существуют следующие славянские народы, корни которых в пшеворской и зарубинецкой культурах:

венеды — суковско-дзедзицкая культура в районе Польши, дулебы — пражской-корчакская в районе Западной Украины, Южной Беларуси, анты — пеньковская и колочинская на территориях Украины и Беларуси, и ипотешти-кындештская в районе Румынии и Молдовы, по одной из версий — склавины, и отдельно — именьковская в Поволжье, носители которой, вероятно, имели самоназвание — русь.

В результате войн и перемещений народов (падение Римской империи, уход германских племен на запад, вторжения гуннов, а затем аваров), эти культуры формируют уже известные исторические племена славян, и по итогу славяне расселяются на обширных территориях Восточной Европы.

Современные народы западных славян – чехи, словаки, поляки формируются на основе суковско-дзедзицкой и пражско-корчакской культур, народы южных славян – на основе пеньковской и пражско-корчакской культуры, древнерусская народность и ее наследники: современные восточно-славянские народы – русские, украинцы, беларусы – на основе именьковской культуры и всех других вышеперечисленных славянских культур.

Современные русские, без учета украинцев и беларусов, в лице северных русских — являются в основном прямыми потомками переселенцев из суковско-дзедицкой культуры из района Польши в район Пскова-Новгорода с последующим распространением в сторону Твери и Ярославля, в лице южных русских (занимающие географический центр и юг Русской равнины) – потомками носителей именьковской культуры, возможно вобравшей в себя в качестве субстрата часть населения пеньковской и колочинской культур.

Такова вкратце история нашего происхождения, которую желательно знать всем, кто считает себя цивилизованным русским человеком.

Древо происхождения славянских культур и народов.

Ну а тем, кому интересны подробности всего вышесказанного, предлагаю продолжить чтение.

Лингвистика и глоттохронология, позволяет наиболее глубоко проникнуть в историю образования современных народов. Предполагается, что поиск общих корнесловов для тех или иных родственных с точки зрения языка народов, позволяет понять их историю. Праязыки, приписываемые предкам больших групп современных народов, существовали уже в палеолите, их носителей, как правило, называют макросемьями.

Праязык, на котором разговаривали наши далёкие предки, в научном обиходе называется бореальным, его реконструкцию провёл выдающийся учёный лингвист Андреев Николай Дмитриевич. Это, вероятно, самый древний уровень их языка, который можно попытаться относительно детально реконструировать на данном уровне развития науки. Носителями бореального языка выступали представители свидерской археологической культуры, существовавшей в период ок. 10900 — 7900 гг. до н.э.), на территории Центральной и Восточной Европы (т.н. карпато-полесская прародина праиндоевропейцев). Они жили в условиях тундростепи, и были охотниками. Время появления этой культуры совпадает с последним серьезным похолоданием, т.н. поздним Дриасом III, вызванным по данным ряда ученых, падением метеорита (по другим мнениям — вулканической активностью), последствием чего стало глобальное изменение климата, и окончательное вымирание ледниковой мегафауны.

Растительность в Европе во 10900 — 9700 гг. до н.э.

Свидерская культура

Свидерцам предшествовала культура Бромме-лингби, или просто Лингби, существовавшая в период 11600 — 9800 гг. до н.э., раскинувшаяся на широком пространстве от Северной Германии и Южной Скандинавии, а также смежных земель от Британии до Верхней Волги, включая бассейны Вислы, Одера, Эльбы, Немана, Полесье. Очень вероятно, что свидерцы-бореальцы являются наиболее успешно развивавшимся локальным вариантом Лингби (другими потомками Лингби стали аренсбургская, гренская, иеневская, песочноровская, красносельская и др. культуры).

Считается, что Лингби, появившаяся во время второй половины т.н. аллерёдского потепления, происходит от культуры Федермессер (12000 – 10800 гг. до н.э.), которая наследует гамбургской культуре (13 500 – 11 100 гг. до нашей эры), принадлежавшей охотникам на северных оленей, двигаясь с юга вслед за отступающими ледниками, они впервые заселили Северо-Запад Германии и ближайшие территории.

Наконечник стрелы, культура Лингби

Начальный этап культуры Бромме-лингби.

Гамбургская культура (и произошедшие от нее в последующем) культуры была новым феноменом для европейцев позднего палеолита. Она появилась во время первого серьезного потепления — Бёллингского , пришедшего на смену долгим тысячелетиям холода, потепление было резким и быстрым. Из-за таяния льдов уровень морей поднялся более чем на 100 метров. В результате таяния открылись значительные части северной Европы, а умеренные леса покрыли Европу с 29 по 41 градус северной широты. Заканчивалась эпоха палеолита, каменного века, жизнь людей сильно менялась, становилась другой. В этот период фауна из своих убежищ в Испании, Италии и на Балканах распространилась далеко на север. За живностью двигались на север и люди. Видимо именно носители гамбургской культуры и, возможно, родственные им позднемадленские племена изобрели первый лук и стрелы (замечу, что аборигены Австралии и Океании нашего времени не знали такого оружия).

Здесь мы подходим к самой древней части нашей истории. Кем были эти люди, устремившиеся на север? Кем были предки носителей гамбургской культуры археологи затрудняются окончательно определить. Здесь мы вступаем на почву очень зыбких гипотез и предположений. Ясно, что они были потомками кроманьонцев, древних европеоидов — охотников верхнего палеолита. Но конкретные детали пока определить трудно. Может быть корни уходят к передовым колонистам мадленской культуры (существовала в 16 – 9,5 тыс. лет до н. э, предшественниками которой в свою очередь была бадегульская культура (17-15 тыс. лет до н.э.), затем, сомнительно, но нельзя пока исключать — солютрейская (19/18–15,5 тыс. лет до н.э.), и далее — к людям одной из самых первых культур человека разумного, ориньякской культуре (43 – 18 тыс лет до .н.э.), но не исключен и иной вариант — родство с культурой граветт (31– 8 тыс. лет до нашей эры). Могла бы быть даже в принципе рассмотрена связь с гипотетической богунийско-эмирийско-ахмарианской общностью (46 —24 тыс. лет до н.э., при этом европейская линия которой — богунийская, как раз пресекается в районе 40 тыс. л.н.), но это вряд ли возможно, т.к. линия Homo sapiens в большей части Европы прерывается в 39 280 (±110) лет назад, в результате мощного вулканического мегаизвержения Флегрейских полей, произошедшего к северо-западу от Неаполя. Таким образом существует различные варианты ответа на этот вопрос. Но это уже такие времена, о которых почти ничего неизвестно, и само разделение на культуры уже слишком поверхностно (в ориньякской культуре с недавних пор, например, выделили 3 возможных отдельных этнических или языковых общности). Известно, что по разным данным, в 46-38 тысячелетиях до нашей эры наши вероятные предки проживали в Европе. Это были первые такие же люди на планете Земля, как мы, поскольку не только внешний вид определяет человека, но и способность к определенному уровню мышления. Отмечу что первые произведения искусства человечества, скульптурные фигурки, которые удалось найти, датируются 38 тысячелетием до н.э (Лонеталь, Холе-Фельс), находки музыкальных флейт (Холе-Фельс, Гайсенклёстерле) датируются 41-38 тыс. до н.э. Они принадлежат одной из первых европейских культур – ориньякской.

Распространение ориньякской культуры // Journal of Archaeological Science Volume 37, Issue 12, December 2010

Вообще следует заметить, что уровень развития этих людей был крайне высок, им принадлежат произведения исскуства, качество которых производит сильное впечатление, и которые причем появляются сразу, а не развиваются из чего-то примитивного, что не может не удивлять и это является определенной загадкой (обращу ваше внимание на первую живопись человечества в пещере Шове во Франции, по разным данным от 39 до 32 тыс до н.э.) . Сознание этих первых людей, несмотря на древность и трудные условиях жизни в тундростепи, было намного более развито, чем об этом можно было бы предположить.

Вернемся к носителям свидерской культуры, которые говорили на условно называемом бореальном языке. Кроме бореальной известны так же другие языковые макросемьи, такие как афразийская, сино-кавказская, аустрическая, америндская и другие. Свидерцы жили между Северным Прикарпатьем и Балтикой. Каждый год весной они откочевывали на просторы бореальных степей к Балтийскому морю, а осенью отходили к Карпатам, к Западному Полесью. У них было два типа домов – зимние жилища овальной и прямоугольной формы с переходом и коридором (что не фиксируется у других культур того времени), и летние округлые постройки, крыша которых устраивалась на жердевом каркасе из шкур животных. Совершенно новым орудием является изобретенный свидерцами топор, кроме того впервые ими был одомашнен волк, выведена собака.

Праиндоевропейский язык выделился из бореального в VIII тыс. до н. э., также из бореального выделились алтайские и уральские языки, разделение общности было связано, скорее всего, с климатическими изменениями.

Атлантический период — самый тёплый и влажный период голоцена Северной Европы, 8040 — 3710 гг. до н.э.// С.Ю. Попов. «История развития растительного покрова в Европе за последние 150 000 лет».

Праиндоевропейцы-свидерцы мигрировали в район Анатолии и Восточного Средиземноморья (восточно-средиземноморская-малоазийская прародина), где основали такие города как Иерихон Б, Бейда, Чатал-Гуюк и др. Праиндоевропейцам анатолийской прародины соответствует тахунийская культура. Археологические изыскания повествуют нам о жестоких военных конфликтах между вторгшимися переселенцами и жителями Ближнего Востока натуфийцами. В частности тахунийский Иерихон Б был возведён на руинах натуфийского Иерихона А. Отмечено наличие лука и стрел у тахунийцев, и их отсутствие у натуфийцев, и почти полное сходство жилищ свидерской и тахунийской культур. Аргументы, доказывающие происхождение тахунийской культуры от свидерской, столь многочисленны, что их можно зачитывать долгие часы, поэтому я просто отсылаю вас к монументальной работе Владимира Александровича Сафронова, посвящённой поискам индоевропейской прародины, ссылку на которую можно найти внизу статьи. Обращает на себя внимание, что самое окраинное поселение тахунийцев на далеком юге, имело массивные каменные стены. Основные поселения тахунийцев были весьма не маленькие по размеру территории, в среднем занимали около 10 гектар (но есть и больше).

Культура докерамического неолита B — тахунийцы.

Уровень развития культуры Чатал-Гуюка позволяет учёным допускать наличие «протописьменной» системы у анатолийских праиндоевропейцев, вероятно она была представлена последовательностями геометрических знаков. Чатал-Гуюк славится своими большими объёмами предметов и украшений. Есть многочисленные настенные росписи. Это одно из первых мест в мире, где встречаются фрески на построенных стенах. Население этого города составляло до 10 тыс. человек, а число домов доходило до 2 тысяч.

Реконструкция внутренней части дома в Чатал-Гуюке

Реконструкция внешнего вида Чатал-Гуюка, города праиндоевропейцев в Анатолии.

Реконструкция дома в Чатал-Гуюке

Тем временем часть свидерцев, переселявшихся также и на восток Евразии, постепенно утратила схожесть с родственными праиндоевропейцами, растворившись в разных неевропейских субстратах, передав им свой язык, счастливым исключением является ряд финских народов, во многом сохранивших облик, близкий к древнему европейскому населению.

Надо отметить, что финны и угры или венгры объединены в одну языковую группу, поскольку говорят на близких языках, но физически венгры является потомками индоевропейцев, вернувшихся из Анатолии, а не иных ответвлений свидерцев. Если ещё более конкретно, то исторически венгры — это славяне и романские народы Балканского полуострова, покорённые венграми, вторгшимися с Урала, пришлые венгры растворились в завоеванном ими населении, оставив в наследство язык и самоназвание.

Возвращаемся к тахунийской культуре. Она не находит развития в Анатолии позднее VI тысячелетия до нашей эры, по крайней мере в настоящее время об этом неизвестно. В то время как очередные местные климатические изменения говорят в пользу нового периода миграции праиндоевропейцев. На основании сравнительного анализа предметов материальной культуры, мы можем чётко идентифицировать потомков тахунийской культы с носителями культуры Винча на Балканах. Праиндоевропейцы Винча были развиты на высочайшем уровне для своего времени. У них были города с храмами, зданиями, рвами, валами, палисадами и каменными стенами, металлургией, искусством. Сафронов сравнивает значение Винча для нашей цивилизации со значением Древней Греции.

Достаточно сказать, что в ту эпоху у наших предков была письменность, так называемое дунайское протописьмо, представляющее собой лингвистические символы на глиняных табличках.

Дунайское протописьмо, культура Винча, 5500 год до нашей эры.

Реконструкция простого дома культуры Винча

Культура Винча

Культура Винча

Культуры Винчанского круга.

Город Провадия-Солницата (4700/4440 — 4200/4100 гг. до н.э.) на территории современной Болгарии, относится к культуре Варна (в составе общности культур Коджадермен-Гумельница-Караново VI-Варна). Основан колонистами — носителями культуры Винча. Данное поселение представляло собой крупный центр производства поваренной соли; на нём обнаружены остатки двухэтажных домов, культовых сооружений и мощных стен. В городе изготовлялись первые в мире золотые украшения (обнаружено около трёх тысяч экземпляров этих украшений). Реконструкция.

Развиваясь, Винча переходит в культуру Лендьел, частично синхронную с ней, однако занимающую другие, более северные территории. От Лендьела отделилась еще далее на север культура воронковидных кубков (КВК). На юге ареал культуры КВК достигал Чехии, на западе — Нидерландов, на севере — шведского города Уппсала, на востоке — устья Вислы. КВК существовала в период 4000—2700 гг. до н. э.

Культуры Винча, Лендьел, КВК.

Клад культуры воронковидных кубков.

Посуда культуры воронковидных кубков.

Дольмен культуры воронковидных кубков.

Культура воронковидных кубков на карте.

По мнению Сафронова распад индоевропейской общности пришёлся на III тысячелетие до нашей эры, и завершился созданием первых индоевропейских государств, которые возникли почти одновременно с шумерскими и семитскими. Любопытно, что распад основной части индоевропейской общности (ранее отделились только «хетто-лувийцы» — анатолийская группа индоевропейцев, и тохары) пришелся на т.н. Пиорское колебание, резкое похолодание климата в период 3200 — 2900 гг. до н. э., которое затронуло не только Европу. В образцах льда из Гренландии видно увеличение уровня метана и сульфатов около 3250 г. до н. э., что свидетельствует о катастрофе — либо извержении вулкана, либо падении метеорита или астероида.

Первой на историческую сцену вышла анатолийская группа, выделившаяся из праиндоевропейцев, это хетты, лувийцы, лидийцы, ликийцы, карийцы и др. Позже все их государства пали под натиском внешнего врага, а народы были постепенно ассимилированы завоевателями.

Также растворился в других народах и исчез с лица земли индоевропейский народ тохаров (тюркский народ уйгуры, которых коммунистический Китай держит в концлагерях, частично являются их генетическими потомками).

Очень важный нюанс разделения праиндоевропейцев, который ещё не был известен науке 100 летней давности, но на который почему-то многие не обращают внимания, до сих пор продолжая тиражировать научные заблуждения прошлого. Ведущей гипотезой раннего периода изучения происхождения европейских народов было утверждение о том, что арии идентичны праиндоевропейцам и являются нашими общими предками. Теперь же установлено, что разделение праиндоевропейцев на праевропейцев и индо-иранцев (они же арии) произошло очень давно, и арии не являются предками для большинства европейцев. Здесь нет никакой катастрофы, это просто одна из групп народов, вышедших из нашей предковой общности, наука — это не религия и её данные постоянно обновляются, уточняются и корректируются, это правильно.

Неправильно игнорировать актуальные современные знания, и тиражировать опровергнутые гипотезы прошлого, давно разбитые в пух и прах. Потому что, во-первых, они не соответствуют исторической действительности, а во-вторых дискредитируют саму идею изучения древней истории и подрывает у людей доверие к реальным ученым, исследующим нашу древнейшую историю. На сегодняшний день индоиранские народы, хотя и сохранили свой язык, зато утратили внешнее сходство с европейцами, впитав различные инородные субстраты, например дравидское население в Индии. Можно констатировать, что на сегодняшний день они не являются сколь-либо близкими нам как в культурном (так как обладают достаточно оригинальной, не европейской культурой), так и в биологическом плане, хотя у нас есть немного общей истории, следы которой можно обнаружить в элементах языка и религии.

Но вернёмся к культуре воронковидных кубков. В районе 2900 г. до н.э. из КВК выделяется культура боевых топоров (она так же называется культурой шнуровой керамики (КШК)), просуществовавшая до 2 300 года до н.э., и ставшая предковой, как минимум, для протокельтов и протоиталийцев (из западной её части), и протогерманцев и протобалтославян (из восточной части).

Топоры, булавы культуры боевых топоров (КШК)

Культура боевых топоров (КШК) заняла огромные территории и имела множество региональных разновидностей. В итоге консолидации ряда культур, относящихся к центральной группе КШК — мержановицкой, стжижовской, ивеньской, в XIX веке до н.э. появляется тшинецкая культура (точнее — тшинецкий культурный круг, составленный из тшинецкой, сосницкой и комаровских культур), история которой высоковероятна связана как раз со славяно-балтской общностью и соседствующей с ней народами.

Реконструция дома тшинецкой культуры.

К XII веку до н.э. тшинецкая культура трансформируется в лужицкую (которая могла иметь на своей периферии иные этносы, однако нет сомнений в доминировании в ней славян), а также к X веку — чернолесскую (вероятно ее носителями были описанные Геродотом сколоты, скифы-пахари), и еще в ряд культур.

Филогенетическое древо родства балто-славянких языков. Построено путем сочетания нескольких методов (StarlingNJ, NJ, BioNJ, UPGMA, BayesianMCMC, UMP). Источник: исследование команды ученых под руководством О. Балановского, Genetic heritage of the Balto-Slavic speaking populations: a synthesis of autosomal, mitochondrial and Y-chromosomal data. PLOS ONE, Sept. 2, 2015, также опубликовано в монографии «Генофонд Европы», М., 2015, стр. 202.

Лужицкая культура входила в кластер родственных культур полей погребальных урн, занимая восточную часть (территорию почти всей Польши, Бранденбург, Лужицу, нынешнюю Саксонию, северную часть Чехии, Моравии и Словакии), в то время как западную населяли носители культур, принадлежащих протокельтам, протогерманцам и, вероятно, иллирийцам. Необходимо констатировать, что лужицкая культура была весьма развитой, ее поселения были огромными, внушительные дома и крепости – типичны для неё, эта была по-сути своя большая особая цивилизация.

Бискупин, реконструкция города лужицкой культуры.

Бискупин, реконструкция города лужицкой культуры

Лужицкая культура.

Европа в V-IV вв до нашей эры.

Огромный вклад в изучение непосредственного этногенеза славян внес Седов Валентин Васильевич — академик, заведующий отделом Института археологии РАН. На основании лингвистических и археологических данных, а также анализа различных письменных источников, он выстроил связную, целостную и аргументированную позицию непрерывного развития славян на протяжении многих веков, нашей наиболее ранней и самостоятельной истории.

Под статьёй можно найти ссылку на одну их наиболее полных работ Седова, сейчас я очень кратко изложу общую канву дальнейшей нашей истории.

В соответствии с работами Седова на этапе перехода от бронзового века к железному начался процесс распада среднеевропейской общности, представленной по мнению учёного культурой полей погребальных урн (носители которой были не единым народом, но образованием исторически родственных, или, как минимум, культурно-близких этносов). Интересно, что время формирования этой общности совпадает с т.н. «катастрофой Бронзового века», эти события могут иметь прямую связь. Около 900 года до н.э., от этой культурной формации отделились италики и венеты (не путать с другими венедами, идентичными славянам о которых речь пойдёт ниже).

Культура полей погребальных урн.

В 750 г. до н.э. обособились кельты (сегодня от кельтов остались: ирландцы, валлийцы, шотландцы, бретонцы, корнцы, мэнцы), около 700 года до н.э. — иллирийцы, в 600х годах отделились германцы, и в районе 400 года – славяне (сами славяне и славянский язык появились на тысячу лет ранее, внутри культуры полей погребальных урн), чуть ранее от общности отделились балты. Нужно понимать, что в рамках культуры полей погребальных урн уже давно существовали разные народы, так по данным лингвистики расхождение славян и балтов произошло в районе 1400 – 1000 гг. до н.э. (Gray, Atkinson, 2003; Starostin, 2004; Blažek, Novotná, 2007; Балановский, 2015), сама же балто-славянская этно-языковая общность начала выделятся из древнеевропейской – в интервале 3000 – 2500 лет до н.э.

Мало кто сомневается, что самостоятельной культурой славян является культура подклешевых (или абажурных) погребений, появившаяся в районе 500-400 годов до н.э. она развилась из части лужицкой культуры (восточный ареал культуры погребальных урн, включавший территории Восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь)), при участии поморской. Поморская или померанская культура выделилась из восточной части лужицкой ранее, её этническая атрибуция вызывает научные дискуссии. Одни учёные считают её носителей балтами, другие — славянами (венедами), есть и маргинальные точки зрения, однако никто не сомневается в том, что в любом случае идёт речь о древнеевропейских народах. Успешное продвижение поморской культуры на юг и смешение ее с лужицкой происходило на фоне упадка лужицкой в результате опустошительных вторжений на ее земли скифов в VI-V веках до нашей эры. При этом, повторюсь, данные лингвистики относят появление славян к предшествующей культуре — лужицкой.

Культура подклешевых погребений выделена желтым цветом.

Культура подклешевых погребений просуществовала 2-3 столетия, подчинив племена милоградской культуры (предположительно невры (балты)). Изначально славяне, относящиеся к данной культуре, занимали бассейн Вислы и Варны, однако позже их ареал расширился до среднего течения Одера на западе и до западных, окраинных регионов Волыни и Припятского Полесья на востоке. Носители культуры подклёшевых погребений, продвигаясь на восток и юго-восток, проникли в Западное Полесье вплоть до реки Горыни (приток Припяти).

На рубеже II века до нашей эры культура подклешевых погребений эволюционирует в пшеворскую культуру, которая просуществует до IV века нашей эры. Именно с пшеворской культурой связаны первые письменные упоминания античных авторах о славянах, которых те именовали венедами. Данные исторические свидетельства датируются I-II веком нашей эры. Нужно отменить, что в ранних средневековых документах такое наименование славян встречается довольно часто, кроме того немцы до сих пор называют венедами лужицких славян. Финны до сих пор называют русских «веняляйнен». Венеды-славяне проживали в Висло-Одерском регионе, они достоверно идентифицируются с пшеворской культурой, признанной всеми современными не сумасшедшими учёными — полностью или частично славянской.

Археологи также отмечают существенное культурное влияние кельтов на пшеворских славян. Вероятно именно благодаря тому, что кельтское влияние было неравномерным, — с этого момента начался процесс разделения славян на северных и южных.

Одновременно с пшеворской существовала III / II век до н. э. — II век н. э., существовала зарубинецкая культура, возникшая в итоге слияния новой волны экспансии поморской культуры, и уже сложившейся культуры подклешевых погребений.

Около середины I в. н. э. колонизация сарматами южных земель Среднего Поднепровья вынуждает носителей зарубинецкой культуры мигрировать на запад, оседая в Подесенье, и в районе верхнего течения Южного Буга. Как отмечает Седов, в течение второй половины I и во II в. н. э. зарубинецкое население сохранилось лишь в северных регионах Среднего Поднепровья, где оно испытало значимое пшеворское влияние. Последствия агрессии сарматских племен и последующей миграции были катастрофичны, культурный уровень зарубинцев сильно упал, разорвались торговые и прочие связи с римским миром. По самым последним данным во II веке нашей эры впервые разделились славянские языки, видимо как раз в связи с этими событиями. Миграция заставила зарубинецкую культура меняться, так появилась киевская культура (датируемая с II по V век н. э.).

Ареал распространения зарубинецкой (2) и пшеворской (1) культур.

Тем временем, во втором веке нашей эры произошло вторжение готов в Причерноморье, в этот период готская вельбарская и славянская пшеворская культура встречаются черезполостно. В дальнейшем известное готское государство Ойум, раскинулось частично на славянских землях, о чём свидетельствует Иордан, рассказывающий о войне со «спалами», которых многие ученые идентифицируют со славянами.

В конце II в. или на рубеже II и III вв. н. э. славянские и готские племена образуют высокоразвитую для своего времени провинциально римскую культуру, получившую название черняховской, также имеющую черты сарматского влияния. При этом концентрация славянских и германских элементов в черняховской культуре неоднородна, что говорит о том, что оба этноса в достаточной мере сохраняли свою национальную самобытность в рамках одной культуры и государства.

Страны Евразии I-III вв. н.э

Реконструкция дома черняховской культуры

Наличие славян на территории черняховской культуры также подтверждается письменными источниками, «Римский император Волузиан в результате победы, одержанной в 50-х гг. III в. в Нижнем Подунавье над конгломератом «скифских племен», получил титул «Венедский». Скифами историки того времени называли всех насельников Скифии — Северного Причерноморья. Очевидно, среди них были и венеды-славяне, составлявшие немалую часть населения Днестровско-Дунайского междуречья. На Певтингеровой карте III в. венеды локализованы рядом с гетами и даками между Дунаем и Днестром. Славяне названы в числе варварского населения левобережья нижнего Дуная (Истра) в связи с нападениями на земли Римской империи в эпоху Геркулия Максимиана (286–305 гг.) в житийном повествовании «Мученичество Орентия и его братьев». По всей вероятности, славяне проживали в междуречье Днестра и нижнего Дуная чересполосно с готами, гепидами, сарматами и гето-даками»(3).

В Подольско-Днепровском регионе черняховской культуры, под влиянием славяно-иранского (или славяно-сарматского) культурного симбиоза происходит выделение славянского племени антов, которых нужно отождествлять с антами исторических сочинений VI–VII вв.

Иордан, на основании материалов Кассиодора, пишет о войне между антами и готами, в конце существования государства Ойум, павшего в итоге вторжения гуннов. Первая попытка нападения готов была отражена антами, однако натиск готов не ослабевал, и в итоге их король Винитарий, одержал победу, сокрушил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами.

Ряд учёных интерпретирует имя Винитарий как «победитель» или «потрошитель» венедов. Vinith-arius, где готское arjan означало «пахать, потрошить». Из этого Седов делает вывод, что прежде чем напасть на антов, готы атаковали народ с самоназванием венеды (хотя можно также логично предположить, что анты также считались имеющими прямое отношение к венедам).

Однако не все славяне оказались под властью готов при продвижении их с Балтики в Причерноморье, часть славян двинулась в Среднее Поволжье еще во II в. н. э., следами их проживания в Поволжье являются памятники славкинского типа, близкого пшеворской культуре. Миграция славян в Поволжье продолжалось и в III–IV вв. принося с собой материальную атрибуцию черняховской культуры, в последствии найденную в поселениях лбищенского типа.

В 375 г. началось грандиозное гуннское военное вторжение в Европу, во владения готского короля Германариха, закончившееся разгромом готов. Ожесточённые боевые действия и порабощение народов гуннами привели к тому, что большая часть черняховских поселений прекратила существование, оставшиеся же поселения пришли к серьёзному регрессу в культурной и экономической сфере.

Результатом завоевательных походов вождя гуннов Аттилы (445–454 гг.) были покорены также и земли славян, проживавших в верхних течениях Вислы и Одера. «Пшеворская культура с активно функционировавшими крупными ремесленными центрами перестала развиваться и постепенно прекратила существование»(3).

Европа в 406 году нашей эры

Европа в 450 году нашей эры.

Империя гуннов.

Европа в 476 году нашей эры.

Нашествие гуннов фактически уничтожило провинциальноримские культуры, в составе которых были славяне, вызвав великое переселение и новое разделение наших предков.

Гунны, славяне и падение Римской Империи в V веке нашей эры.

Европа во второй половине V века.

Оставшиеся на руинах черняховской культуры анты, видимо с частью пост-зарубинцев, сформировали новую — пеньковскую культуру. Анты заселили земли от реки Прут до Днепра, а также Добруджу. Одновременно из «пшеворской» составляющей черняховской культуры, пришедшей в упадок, возникает пражско-корчакская культура, которую Седов отождествляет со славянским племенем с(к)лавинов, ссылаясь на данные Иордана, поместившего их как раз в тот регион, куда шёл археологически подтверждённый миграционный поток пражско-корчакской культуры, а именно — земли восточнее Карпат и в долине Сирета и его бассейна.

Антские древности.

В итоге соприкосновения двух потоков славянской миграции на юг в V – VI веках, в VI–VII вв. веке появилась культура Дунайско-Прутского междуречья, получившая название ипотешти-кындештской. Известны сведения о войне антов со славинами в этом регионе, и в то же время отмечается наличие общего языка у этих народов. Прокопий Кесарийский пишет: «у тех и других — единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны телом… Да и имя встарь у склавенов и антов было одно». И далее: «…также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и других, и установлено исстари у этих варваров. Ибо они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных». Прокопий Кесарийский также отмечает, что анты были энспондами Византийской Империи, это определённая форма геополитических отношений, которая предполагала, что анты должны были защищать северную окраину Византийской империи от вторжения тюрских племён.

Венеды, Склавены, Анты

После разгрома азиатского каганата монголоязычных жуаньжуаней тюрками, авары (кочевой, азиатский народ), входившие ранее в его состав (по мнению ряда ученых — они и были жуаньжуанами), мигрировав вначале в 557 году в предкавказские степи, затем, в 559 г. вторглись в земли антов, разграбив и поработив их. Известно имя убитого аварами посла антов Мезамира.

В Среднем Подунавье авары создали своё государство, получившее название Аварский каганат. Культуру аварского каганата зачастую называют славяно-аварской, или просто аварской. Несмотря на гнёт славяне-анты активно участвовали в развитии аварского государственного проекта, в итоге под термином авары в византийских источниках нередко скрываются славяне. «Политическая история Аварского каганата — история беспрерывных войн и ограбления побежденных народов»(3), славяне также участвовали в этих процессах, будучи покорённым народом, систематически грабя совместно с аварами местное население Балканского полуострова. «Внутри Аварского каганата имелись регионы, управляемые местными властителями, в том числе славянскими князьями»(с).

Аварский каганат 568-632 гг.

Славянское восстание в 623/624 г. против авар, о чём повествует хроника Фредегара, привело к учреждению первого известного по письменным источникам славянского государства, получившего название Само, по имени своего основателя и вождя славян того времени. Позже в состав государства Само вошёл со своими соплеменниками князь сербского племени Дерван. Государство Само распалось в 658 году.

«В 635–641 гг. успешный поход против аваров совершил болгарский князь Кубрат. Предположительно к этому времени относится освобождение от аварского господства иллирийских славян — сербов и хорватов. Окончательно авары были разбиты в войнах с франками. В 791 г. они были побеждены Карлом Великим, а несколько позже его сын Пипин завершил разгром Аварской державы.

После гибели Каганата основным населением Среднедунайского региона стали славяне. Об этом говорят археологические материалы Моравии и Словакии, Нижней Австрии и округа Балатон, бассейнов Дравы и Савы»(3).

В то же время часть славян пражско-корчакской культуры решили воспользоваться переселением германского племени лангобардов, которые бежав от аварского нашествия, в 568 г. вторглись в Северную Италию. «После ухода лангобардов их дунайские земли были плотно заселены славянами»(с).

«Пражско-корчакская культура в целом датируется V–VII вв. В связи с широким расселением её носителей дальнейшее развитие культуры было неодинаковым в разных землях.

На рубеже VII и VIII вв. на территории Правобережной Украины в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет.

В VIII–IX вв. в ареале лука-райковецкой культуры наблюдается становление отдельных племен, зафиксированных русскими летописями»(3). А именно: волыняне, древляне, дреговичи, поляне (позже составивших юго-западную часть древнерусского народа, руси — в широком смысле слова, и которые являются предками современных украинцев) – свои названия данные славянские племена, как сообщает летописец, получили в соответствии с местностью в которой проживали.

Тем временем, в южнопольском регионе ареала пражско-корчакской культуры, также появляются такие славянские племенные образования как: висляне, слензяне, поляне, лендзяне, также названые по-занимаемым местностям.

Как уже было сказано, гуннское вторжение разделило славян (выше мы рассмотрели раннюю историю части славян, так или иначе оставшихся в Центральной Европе). Теперь нам предстоит изучить путь славян, которые предпочли покинуть свою историческую землю, нежели жить на ней в угнетённом положении.

Гунны вызвали третью и самую мощную волну славянcкой миграции в Поволжье, которая датируется концом IV в. Приток новой волны славян затронул значительные области Среднего Поволжья от Самарской луки на юге до нижнего течения Камы на севере и от средней Суры на западе до реки Ик на востоке.

В результате переселения славян в Поволжье появилась именьковская культура, в формирование которой также приняли участие славяне второй волны миграции, относящиеся к лбищенской культуре.

Русский каганат — первое русское государство

«В конце VII в. основная масса именьковских поселений и могильников прекращает функционировать. Раскопочные работы свидетельствуют, что селения не были разгромлены или сожжены, они были покинуты именьковским населением. Причиной миграции именьковского населения стало появление на Волге воинственных орд тюркоязычных кочевников.

Реконструкция жилого дома именьковской культуры

Именьковская культура, дулебы, анты, склавины в VII нашей эры.

Впрочем, какая-то часть именьковского населения не покинула Средневолжские земли, и было зафиксированы восточными письменными источниками под именем «сакалиба» или «ас-сакалиба», именно так восточные средневековые историки и географы называли славян. На момент существования Волжской Булгарии славянская составляющая населения данного региона всё ещё была достаточно значимой.

Тем не менее остальная группа именьковских славян ушла в лесостепные земли Днепровского Левобережья, которые на тот момент заселяли «анты — носители пеньковской культуры (сахновская стадия), а более северную территорию — племена колочинской культуры» (3), представлявшие собой поздний вариант киевской культуры. Итогом вторжения носителей именьковской культуры стало формирование волынцевской культуры, появление которой привело к постепенному исчезновению пеньковской и колоченской культур в данном регионе. Волынцевская культура ведёт свою экспансию на Дон и Оку. В итоге во второй половине VIII- первой половина IX веков в Днепровском Левобережье волынцевская культура постепенно трансформируется в роменскую, на Дону — в борщёвскую, на верхней Оке — в окскую культуру. Затем экспансия продолжалась в сторону рязанского Поочья.

Из данной группы славян произошла южная часть современных русских. Седов высказывает достаточно обоснованное мнение, что данная группа славян именовала себя — русь. Ещё в период, предшествовавший их миграции в Поволжье. Одно из первых упоминаний этого этнонима (Ruzzi) содержится в раннесредневековом документе, известном как «Баварский географ», достоверно датированым IX веком (не ранее 829 года), и очевидно относится к племенам роменской культуры. Документ помещает русь между хазарами и некими «Forsderen liudi» не то «лесными людьми» древлянами, не то «свободными жителями» — полянами.

Как бы то ни было, «ареалы полян и древлян IX в. надежно определяются по данным археологии — на правобережье Среднего Поднепровья. Подобным образом локализуются и другие народы Баварского Географа — бужане (Busane), уличи (Unlizi), тиверцы (Aturezani), угры (Ungare), висляне (Viuslane), лендзяне (Lendizi)… Русам остается только территория волынцевской, и сменивших её роменской, борщевской и окской культур VIII–IX вв., ареалы которых как раз находятся между Хазарией и регионами полян и древлян» (3).

«О том, что русы IX в. принадлежали к славянскому этносу, свидетельствуют современники — восточные авторы. Так, в географическом сочинении Абдаллаха Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран», написанном около 847 г., сообщается: «Что касается русских купцов — а они вид славян — то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому (Чёрному) морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии) и, если они хотят, то отправляются по реке славян, и проезжают проливом столицы хазар, и десятину с них взимает их (хазар) правитель»…

Европа в конце IX века нашей эры

Ещё Н. М. Карамзин обратил внимание на то, что в древнерусских летописях в XII–XIII вв. Русью, Русской землей именовались преимущественно южные, киевские области Древнерусского государства. Новгородские люди, направляясь в Киев, говорили: «Иде въ Русь»…»(с)

С. А. Гедеонов выдвинул идею, что «согласно которой первоначальной Русской землей была та территория Среднего Подненровья, где проживало славянское племя русь, а после образования Древнерусского государства его имя распространилось на все восточное славянство»(с). С целью идентификации этого племени и установления места его проживания Седовым был проведён подробный анализ письменных источников, позволяющих определить значение «Русская земля» в узком смысле этого слова, действуя методом исключения. В итоге он пришёл к выводу, что Русская земля в узком смысле слова идентична территории расселения волынцевской, а также роменской, боршевской и окской культур IX в. «Все города и земли, принадлежность которых к Русской земле в узком значении не вызывает никаких сомнений, находятся в ареале племени русь»(с).

В первой половине IX в. народом русь было создано свое государственное образование — Русский каганат. «Об этом говорят независимые свидетельства восточных и западноевропейского источников. Так, в «Книге дорогих ценностей» арабский ученый Ибн Русте сообщает, что у русов «есть царь, называемый хакан русов». Эта книга была написана в самом начале X в., но содержащаяся в ней информация о хазарах, мадьярах, болгарах, буртасах, славянах и русах восходит к так называемой «Анонимной записке», которая была использована еще в труде арабского писателя середины IX в. Ибн Хордадбеха, и у Джайхани, и, следовательно, относится ко времени не позднее первой половины IX в. О таком же титуле правителя русов писал («и падишаха русов зовут хакан русов») и автор сочинения «Маджмал ат-таварих». Согласно «Вертинским анналам» — произведения IX в., принадлежащему перу официального историографа Франкской империи Пруденцию, — в составе византийской миссии, прибывшей в 839 г. к императору Людовику Благочестивому, находились послы кагана русов.

Рассмотренные выше археологические материалы позволяют достаточно определенно утверждать, что создателями Русского каганата первой половины IX в. были русы — носители волынцевских древностей и эволюционировавших на их основе роменской, борщевской и окской культур. Титул кагана (тюрк, хакан) был, несомненно, позаимствован русами у своих соседей хазар. В среде кочевых племен и в государственных образованиях с оседло-кочевым населением, каковым была Хазария, этот титул означал правителя весьма высокого ранга и приравнивался к европейскому титулу императора»(3).

 

Русский каганат — первое русское государство

Известно о нескольких военных походов русов IX века против Византийской империи.

«Территория Русского каганата, по всей вероятности, в общих чертах соответствовала области расселения русов как она очерчивается по данным археологии. На западе она почти целиком охватывала бассейн Десны и сравнительно небольшую часть правобережья Днепра (округи Киева и Канева). Южные пределы раннегосударственного образования русов составляли земли верхних течений Сулы, Пела и Ворсклы, на юго-востоке граница проходила по рекам Северский Донец и Тихая Сосна. В состав каганата на востоке входили области воронежского и верхнего течения Дона, а на севере — Верхнее Поочье и правобережные районы рязанского течения Оки»(3).

В соответствии с гипотезой Седова, столица Русского Каганата находилась в Киеве, в середине IX века каганат распался под ударами хазаров, завоевавших и подчинивших восточную часть его территорий. «Русские летописи сообщают, что накануне образования Киевской Руси поляне, северяне и вятичи, то есть племена, составившие племенное образование русов, платили дань хазарам…. Полянами при этом было создано «племенное княжение» с центром в Киеве, где вскоре появились Аскольд и Дир…. Киевская Русь в последние десятилетия IX в. стала наследницей Русского каганата».

Возможное местоположение Русского каганата

Это история южной части современного русского народа, а также, частично, история украинского народа.

Северная же его часть была образована несколькими волнами миграции венедской (или балтийской) группы славян суковско-дзедзицкой культуры, возникшей на основе северной части пшеворской в землях среднего течения Одера с бассейном Варты. «Из ареала становления суковско-дзедзицкой культуры славяне уже в VI в. начали активно осваивать западные районы Польского Поморья и междуречья нижних течений Одера и Эльбы».

Переселение племен суковско-дзедзицкой культуры в район Северо-Запада Руси в V веке нашей эры.

С суковско-дзедзицкой культурой связано возникновение лехитских славянских племён, чья история настолько интересна, что возможно в дальнейшем я напишу о них отдельно, пока скажу только, что к лехитским племенам относились поляне, ободриты (как в узком смысле, так и в широком, включающем варнов, полабов, вагров, древан и линян), велеты-лютичи (включавших также хижан (кессинов), черезпенян (цирципаны), толленз (доленцы), укряне, стодоране и редари (ротари)). Именно с лехитскими племенами связана история балтийских славян.

Кратко о прибалтийской прародине северных русских

Среднее Повисленье принадлежит к регионам густо заселенным земледельческим населением в позднеримское время. К настоящему времени здесь выявлено свыше 750 памятников с материалами этого периода. В конце IV — начале V в. н.э. почти все поселения римского времени были оставлены жителями, что связано с нестабильной политической обстановкой того времени, вызванной военным вторжением гуннов.

Славяне суковско-дзедзицкой культуры группы массово эмигрировали на земли впоследствии ставшие северными территориями Древнерусской государственности. Известно несколько волн переселений:

— Носители культуры псковских длинных курганов, называвшие себя кривичами. «Латыши до сих пор называют русских krievs, именем, явно производным от этнонима кривичи». Ареал этой культуры простирается от юго-западного побережья Псковского озера и бассейна р. Великой на западе до бассейна р. Меты и верхнего течения Чагодощи включительно на востоке. На юге он захватывает верховья Западной Двины и бассейн ее правого притока р. Дриссы, на Полотчине. Наибольшая концентрация памятников культуры псковских длинных курганов наблюдается в бассейне р. Великой и на побережье Псковского озера. С конца VII — начала VIII в. в восточной части ареала псковских длинных курганов получает распространение культура сопок. Сооружение длинных курганов здесь прекращается, население культуры псковских длинных курганов вливается в состав словен ильменских.

Словене ильменские, оставившие культуру сопок, появившиеся в Поильменье в середине I тыс. н.э. Остальная часть их расположена в смежных областях — верховьях рек Луги и Плюссе и в бассейне Мологи. В течение IX–X вв. культура сопок постепенно трансформируется в древнерусскую культуру Новгородской земли. Каких-либо нарушений эволюционного развития при этом не наблюдается.

Смоленско-полоцкая группа кривичей оседает в землях верхнего Немана, Полоцкого Подвинья и Смоленского Поднепровья. Местным населением здесь были балты, представленные двумя культурами — днепро-двинской и штрихованной керамики. В конце IV в. н.э. в тех местностях, где осело среднеевропейское население, их развитие прекратилось. Складывается новая культура, названная тушемлинской или смоленско-полоцкая группа кривичей (по некоторым данным возникновение этой культуры восходит к III веку).

— волна славянской миграции, затронувшая междуречье Волги и Оки, где были ассимилированы местные племена балтов и финнов, и отождествляемая с возникнувшем в данном регионе племенем меря (культура браслетообразных колец, переход финского имени меря на славян аналогичен переходу имени тюркоязычных болгар на дунайских славян).

— еще одна миграционная волна славян, полностью ассимилированная местными жителями (мурома).

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что расселившиеся на Восточно-Европейской равнине славяне, положившие начало древнерусской народности (самоназвание — русь, в ед. числе — русин), принадлежали четырем крупным племенным образованиям позднепраславянского периода:

— Северные области заселяли кривичи, словене ильменские и славяне Ростово-Суздальской земли — меря, вышедшие из племенной группы, родственной суковско-дзедзицким (ляшским) славянам.

— В лесостепных и смежных с ними лесных землях Правобережной Украины проживали славяне пражско-корчакской группы (волыняне, поляне, древляне и дреговичи).

— Южнее их локализуются белые хорваты, тиверцы, уличи, предками которых были анты IV–VII вв.

— Междуречье Днепра, Оки и Дона было заселено славянами — потомками носителей именьковской культуры (северяне, вятичи, радимичи и донские славяне).

Древнерусское государство в X веке

После объединения Киева и Новгорода в 882 году, и создания единой древнерусской государственности, на основе всех вышеперечисленных восточно-славянских племен начинает формироваться древнерусский этнос.

В дальнейшем древнерусский народ, оказавшись в разных государствах, разделился в XIV веке, в итоге чего в дальнейшем образовались современные восточнославянские нации – русские, украинцы и беларусы.

Владимир Басманов, руководитель Движения Националистов

_________________

1) Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1989 г.

http://www.istorya.ru/book/safronov/

2) Приложение к книге: Н.А.Николаева, В.А.Сафронов «Истоки славянской и евразийской мифологии». — М., «Белый волк», 1999.

http://slavya.ru/trad/history/genezis/safronov/pra_rodina.htm

3) В. В. Седов. СЛАВЯНЕ. Историко-археологическое исследование. М.: Институт Археологии Российской Академии наук, Знак, 2005 г.

https://historylib.org/historybooks/V—V—Sedov_Slavyane—Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/

Author: admin

Share This Post On
468 ad