2015 год. Коми край. Русские националисты региона раздают хлеб нуждающимся
В какие-то эпохи мы видим, что социальных проектов очень много, а в какие-то — мало. Это связано с тем, что, как правило, политическая сила пытается решить какие-либо задачи, стоящие перед ней, в том числе, социального плана, непосредственно инкорпорируясь во власть, либо захватывая её полностью. Когда это не получается, когда давление на политическую силу со стороны власти слишком большое, когда политическая сила слишком отторгнута от власти, возникают социальные проекты. Но не только. Также социальные проекты могут возникать для давления на власть в каком-то отдельно взятом вопросе, ну там застройка, экология, ЗОЖ и так далее, или же третьей вариант, когда появился какой-либо новый социальный вызов, и государство пока не знает, как на него реагировать, но какие-то низовые структуры [гражданского общества – ред.], они это как-то интуитивно нащупывают, и начинают действовать. Вот основные причины такой цикличности, и не поступательности в развитии социальных проектов у националистов, то есть это связано с моделью взаимодействия с властью, обществом, в репрессивности или либеральности общества, и какими-то новыми факторами в обществе.
Кадр из док.фильма «Краткая история русского национализма», посвященного Славянским комитетам — наиболее известном из первых социальных проектов русских националистов
Итак, первый социальный проект русских националистов, самый известный, — это Славянские комитеты. Они возникли практически сразу после Крымской войны (1858 г.), и их основной задачей была помощь славянским народам, находившимся под властью Турции и Австро-Венгрии. И, естественно, Славянские комитеты были сформированы, в основном, славянофилами.
Комитеты занимались бесплатным распространением книг, учреждали премии за научные труды, помогали переселяющимся в Россию, организовывали чтения рефератов о славянстве и славянских делах, финансировали открытие школ и церквей. Кроме того, комитеты занимались организаций преподавания русского языка и русской культуры славянам Зарубежья. Первым был создан Московский Славянский комитет. В 1869 г. создаётся Киевский Славянский комитет, а в 1870 г. — Одесский.
Здание, в котором проходило учредительное собрание Славянского комитета Киева
В Москве, в 1870 г., при поддержке лидеров Московского Славянского комитета Михаила Погодина и историка Нила Александровича Попова открывается Славянская гимназия (Гимназия для южнославянских девиц) для девушек из Сербии и Болгарии.
Вот такого плана деятельность. Где-то в таком режиме Славянские комитеты просуществовали ~ 17 лет, а потом на Балканах начались события, связанные с национально-освободительной борьбой местных славянских народов, началось «Апрельское восстание» в Болгарии (1875 г.), сербо-турецкая и черногоро-турецкая войны (1876 г.). Славянские комитеты, естественно, не могли стоять в стороне, они много лет потратили по помощь людям, которых считали братскими народами. Поэтому они перешагнули черту социального проекта.
Михаил Григорьевич Черняев, русский генерал-лейтенант, политический деятель
В 1875 году Славянский комитет под руководством Ивана Сергеевича Аксакова собирает деньги для восставших в Болгарии. Кроме того, участники комитета организовывали доставку оружия для восставших славянских народов Балкан, и занимались формированием добровольческих отрядов.
С июля по октябрь 1876 г., при содействии Славянских комитетов в Сербию направилось несколько тысяч русских добровольцев — военных (примерно 5-6 тыс. человек, в основном кадровых офицеров, унтер-офицеров, солдат), медиков, журналистов, для военно-гражданской помощи восставшим славянам Балкан, которые начали своё восстание против турецкого владычества.
И существует мнение, что деятельность Славянских комитетов, в том, числе подтолкнула Российскую Империю вступить в российско-турецкую войну, которая, надо сказать, для Российской Империи достаточно неплохо была закончена. То есть Российская Империя не проиграла в этой войне, наоборот, она взяла какой-то реванш за Крымскую войну, можно сказать.
Примерно одновременно со Славянскими комитетами действовали общества трезвости. Они появились в конце 1850-х. Крестьяне проводят народные сходы за трезвость, где массово дают клятвы не употреблять алкоголь. Участники обществ трезвости требовали закрытия кабаков. Печатались плакаты, специальные календари и памятки, выпускались книги, журналы. Проводились лекции, конференции, был открыт противоалкогольный музей, можно даже найти упоминания о погромах питейных заведений.
Общество трезвости. Елец.
К 1 января 1911 года в Российской империи количество отделений обществ трезвости уже превысило 1800. Через 3 года их чаянья были услышаны, был введён «сухой закон», правда можно сказать, что он был введён не только благодаря этим людям, но и из-за мобилизации на Первую Мировую войну, которая начиналась в то время. И даже царь Николай II на официальных мероприятиях пил квас, после введения в Российской Империи «сухого закона».
Как вы знаете, во многих европейских странах, в начале XX века профсоюзы были не только левыми, но и правыми, и Российская Империя, конечно же, не была исключением в этом вопросе. Самый известный правый профсоюз — это, наверное, нижегородский комитет «Слово и Дело», который участвовал в столкновениях с левыми профсоюзами, и видел свою задачу в защите профсоюзного движения от тех, кто «не только не принадлежат к нашему рабочему классу, но и не имеют ничего общего с русским народом».
Во время Гражданской войны, конечно же, все чаяния националистов были посвящены фронту, непосредственно военной активности, но, по мере того, как гражданская война с большевиками затухала, расцветали социальные проекты русских за рубежом, в частности такое очень интересное направление социальных проектов как особые поселения — казачьи станицы.
Осенью 1921 года атаман генерал П.Н. Краснов обратился к казакам-политэмигрантам с призывом организовать станицы и хутора с названиями, соответствующими месту жительства
На Балканах все станицы подчинялись «Объединённому совету Дона, Кубани и Терека» и «Казачьему союзу». Одной из самых крупных была Белградская общеказачья станица имени Петра Краснова, основанная в декабре 1921 г., и насчитывавшая 200 человек. В Болгарии к концу 1920-х гг., действовало до 10 станиц.
Более масштабный проект казачьих станиц существовал в маньчжурском Трехречье (приграничный с СССР район Китая), его инициировал атаман Семёнов – один из легитимных преемников Колчака, наравне с Врангелем. На 1929 год в Трёхречье проживало до 18 000 человек. Фактически это было такое русское самоуправление в Маньчжурии, оно просуществовало с ноября 1920-го по 10 августа 1945-го, и эти люди, они, к сожалению, были выданы большевикам.
Также в эмиграции создавались русскими националистами более классические социальные проекты. Например, РОНД («Российское Освободительное Национальное Движение», кроме того для организации использовалось и второе название – Российское Национал-социалистическое движение, РНСД) — это организация русских национал-социалистов, действующая в Третьем Рейхе, и даже ещё до прихода национал-социалистов к власти. РОНД имел собственные штурмовые отряды, которые вместе со СА (штурмовиками НСДАП) и бойцами «Стального шлема» сражались с коммунистами. При этом у РОНД было сильно развито социальное направление. Например, на Берлинерштрассе находилась дешёвая столовая РОНД, бесплатно кормившая бедные семьи. Также они регулярно проводили многочисленные собрания, лекции, доклад и балы. Тематика собраний была самая широкая — от обсуждения современной ситуации в СССР и расового вопроса до бесед о культурном наследии Тараса Шевченко или Александра Пушкина.
Мы привыкли, что обычно организации националистов создают социальные проекты, но бывает и так, что какое-то движение, объединившее людей по признаку профессиональной или учебной деятельности, становится основой для политической организации.
Например, рабочими шахты Перник в Болгарии был создан «Кружок русской национальной молодежи», в дальнейшем развившийся в одну из самый известных организаций русских националистов в эмиграции — НТС (Народно-трудовой союз). Они очень активно участвовали во Второй Мировой войне, и не просто как солдаты, а как люди, которые занимались идеологическим обучением русских, воевавших на стороне III Рейха, как издатели прессы для территорий советской России, куда пришли немецкие войска. После войны НТС удалось сохраниться, но они очень сильно олибералились, и в каком-то минимальном организационном виде дожили до 2012 года, активно поддерживали там протестный Марш миллионов, и всякие другие народно-освободительные действия. В последние годы, к сожалению, о них ничего не слышно, может это связано с гибелью их последнего старенького руководителя.
Члены первого Исполнительного Бюро НТС (НСРМ): М. Н. Хлопин, А. И. Занкович, В. М. Байдалаков.
Фото из книги Б. В. Прянишникова «Новопоколенцы»
Русская Фашистская Организация (РФО) тоже была создана студентами и преподавателями Харбинского юридического факультета. Из студенческого кружка Союз быстро превратился в организацию численностью в несколько сот человек. Которая стала частью огромного движения русских фашистов, широко представленного в нескольких государствах.
Интересно, что в деятельности русских фашистов их социальные проекты охватывали большой спектр деятельности, вплоть до того, что у них были школы для самых маленьких.
Например, Русской Фашистской партией (РФП) был учреждён «Союз Фашистских Крошек» — учебно-просветительская организация для детей 3-10 лет. Для школьников, во время учебного года, занятия проходили раз в неделю, летом — каждый день.
Русскими фашистами Америки, возглавляемыми Вонсяцким, было создано учебное заведение под названием Русская национальная школа. Учреждение работало для детей от 8 до 14 лет из Манхеттена, Бронкса, Бруклина, Джамайки, Бельрода, Лонг Айленда и Бронзвиля. И там тоже можно было получать какой-то аналог образования в его русско-националистическом, ультра-правом изводе.
Очень часто какие-то подпольные националистические организации существовали на базе студенческих кружков, школьных кружков, профсоюзных кружков. Но вся вот эта вот национал-патриотическая антисоветская деятельность, она была очень грустной в СССР, то есть многие и многие десятилетия это выглядело так, что собрались единомышленники, они выпустили листовки, их всех посадили – всё. Конец. И поэтому, когда после смерти Сталина случилась некоторая оттепель в обществе, и появились какие-то в самиздате вещи, проекты, связанные с изучением культуры, архитектуры, уже в 60-е годы начинают действовать такие группы, как кружок Головина, клуб «Родина», который занимался защитой памятников архитектуры, появляется легендарный ВООПИиК. Затем, в конце 1979 — начале 1980 гг. возникает Общество книголюбов. ВООПИиК и Общество книголюбов проводят встречи с писателями, историками, художниками национально-патриотического направления, говорят о русской культуре, литературе, традиции. Можно сказать, представляют собой вариант советского славянофильства. То есть вариант славянофильства, который мог бы быть допустим в Советском Союзе. Спустя какое-то время в Общество книголюбов вступает Дмитрий Васильев, а само Общество книголюбов принимает решение о принятии названия «Память», в честь одноимённой книги (автор — Чивилихин), посвящённой, так сказать, советскому человеку, находящемуся в поиске национальной идентичности. «Память» становится мега-популярной, также она продолжает основной формат деятельности Общества книголюбов. Она проводит в 1987 году первую демонстрацию, требуя официального статуса на встрече с Ельциным и Горбачёвым, захватывает всё большие сферы социально-политического пространства: участвует в выборах, открывает сельскохозяйственный кооператив, запускает свою радиостанцию.
Лидер «Памяти» Дмитрий Дмитриевич Васильев
Будущий лидер РНЕ А.П. Баркашов с соратниками «Памяти»
Будущие руководители ДПНИ и позже Объединения Русские (в настоящее время обе организации запрещены) Александр Белов и Владимир Басманов в рядах «Памяти»
Будущий лидер Славянского Союза, позже со-руководитель Объединения Русские (в настоящее время обе организации запрещены), в рядах РНЕ.
Именно из «Памяти» выросли основные, националистические движения 1990-х и 2000-х, то есть РНЕ Баркашова, который прошёл через «Память», это ДПНИ (которое в настоящее время запрещено), это Славянский союз, который был связан с «Памятью» через РНЕ, тоже запрещённый, ну и какие-то более меньшие вещи. Соответственно, после того как «Память» утратила свой пассионарный импульс, в Российской Федерации действовали такие формации как Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и Славянский союз (после запрета организация пыталась действовать под названием Славянская сила, но была запрещена повторно). В основном эти организации были политическими, но социальная деятельность у них тоже была, в виде помощи узникам совести, в виде поддержки каких-то социальных протестов (поддержка митингов автомобилистов, или шахтёрских протестов и их требований), такая деятельность — на стыке политической и социальной.
Когда эти организации запрещались в один год с 2010-го по 2011-ый, власти РФ запретили три наиболее крупные националистические организации — это ДПНИ, СС и РОНС, остались какие-то более маленькие формации, и множество людей разочаровалось в том, что произошло, и не хотело делать ещё раз политическую организацию, которую запретят, и вот они ушли в разные социальные, правозащитные, культурные проекты. В частности был открыт Русский клуб «Национальный Интерес», где проводили лекции с известными людьми. И Русский клуб, как самостоятельный социальный проект, не пошёл дальше, но благодаря ему — тот большой разочаровавшийся состав прошлых запрещённых организаций, сохранился, и смог дожить до изменения ситуации в стране, принять активное участие в массовых общегражданских протестах (за отставку Путина и честные выборы). Тогда правый фланг был представлен, в основном, позже запрещённым Объединением Русские, именно к нему присоединись в те годы наиболее активные деятели Русского клуба.
Встреча с писателем И. Мироновым в Русском клубе «Национальный интерес»
В эти же годы, конец 2010го — начало 2011-го, появляется проект «Русская пробежка», которая сначала становится популярной, потом сталкивается с какими-то немыслимыми репрессиями, когда людей задерживают просто за то, что они со спортивными целями бегают по улице. Потом власти начали создавать собственные группы пробежек, там, где нет никаких националистов, чтобы националисты, осуществляя эти пробежки, не развились в том или ином городе. В общем, пробежки с первого дня своего появления вызвали немыслимое для этого формата противодействие, и не задались.
В декабре 2010 года из тюрьмы вышел Максим Марцинкевич, ну и через пару месяцев родился легендарный «Оккупай-Педофиляй», когда националисты занялись выявлением педофилов. Педофилы деанонились, подвергались остракизму, и, как бы по идее, должны были надолго сесть в тюрьму, но настолько РФовская система правосудия разложена морально при Владимире Владимировиче Путине, — что, наоборот, педофилы, то есть люди, в отношении которых реально есть доказательства, что они пытались уговорить несовершеннолетних юношей заниматься гомосексуальной проституцией, не побоялись идти в полицию, и писать заявления по статье «унижение человеческого достоинства», из-за того, что на ютубе показали, что вот этот человек – педофил, стыдно таким быть.
Максим «Тесак» Марцинкевич (руководитель проекта «Оккупай-педофиляй») и Филипп Дёниц Разинский (руководитель проекта «Оккупай-геронтофиляй»).
Также был создан проект «Оккупай-геронтофиляй», где наоборот деанонились и стыдились уже несовершеннолетние юноши, которые, так скажем, стали на неправильный социальный путь. И также как основной проект, этот проект столкнулся с репрессиями со стороны государственной системы, и в итоге прекратил своё существование. Но, как бы очевидно, что деятельность Максима Марцинкевича, дала колоссальный импульс для возвращения национал-социалистов в политику, то есть благодаря социальным проектам накачалось политическое движение «Реструкт» (в настоящий момент запрещено), которое, наверное, последнее могло проводить какие-то крупные съезды на сотни человек, хотя те и заканчивались «маски-шоу». И, в целом, было очень полезно нашему комьюнити, до сих пор какие-то фанаты деятельности Тесака тех лет приходят в движение, и продолжают ту или иную социальную активность.
Думаю что сейчас, когда в нынешней реальности Российской Федерации сложно заниматься политической деятельностью, социальные проекты националистов — они очень перспективны, востребованы, это то, чем надо заниматься, помимо основной политической деятельности.
На что ещё хотелось бы обратить внимание, что мой краткий доклад не затрагивает большую часть культурного активизма. Например не сказано о гигантском культурном наследии славянофилов прошлого, Русском антропологическом обществе Российской Империи, каких-то формациях на грани религиозных организаций, таких, как кружки Блаватской, и подобного рода структурах. Не освещён колоссальный культурный активизм уже в перестроечное и последующее время, включая деятельность Клыкова и Глазунова.
Картина Ильи Глазунова «Россия, проснись!»
Совсем не затронут формат концертов, правой музыки, такого важного фланга для нас. Хотелось сделать больший акцент не на культуре, а на сугубо социальности, потому что, всё-таки, уход в одну культуру возможен, когда уже совсем мрачно, когда репрессии становятся уже беспросветными, пока мне всё же кажется, что в Российской Федерации только в культуру не надо уходить. То есть сначала надо накачивать политику, потом социальные направления, и культурное, — уже если останутся силы.
14 слов! Россия будет свободной и русской!
Софья Будникова, Движение Националистов