Ранее редакция РМ опубликовала статью, в которой автор приходит к выводу о том, что народ русь мог появиться в недрах славянской Пшеворской культуры, и затем, в ходе событий, связанных с движением готов к Чёрному морю и вторжению гуннов в Европу, разделиться на две группы. Одна из них ушла в Поволжье, и затем оттуда переместилась в Посемье — ареал будущей Волынцевской культуры, потомки этой южной ветви русов создали раннегосударственное образование Русский Каганат.
В то время как вторая, северная часть русов сформировала другое раннегосударственное образование, объединив часть балтийских славян (вероятно — союз ободритов с участием руян) и северную конфедерацию племён (ядро которой составляли кривичи и ильменские словене). Объединение Северной и Южной Руси началось при Рюрике, и, вероятно, завершилось при князе Святославе Игоревиче (освобождение славян, еще находившихся под игом Хазарии).
Теперь же мы находим полезным привести полные цитаты из ранее указанных основных исторических источников, доказывающих тождественность и единство ругов (руян) Балтики (а также, возможно, и ряда близких к ним племён) и части народа рус:
• «В «Продолжении хроники Регино из Прюма» Адальберта Магдебургского, в повествовании о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, княгиня Ольга называется королевой ругов (reginae Rugorum) и русы неоднократно именуются ругами.
• Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об Эдварде Изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией»».
• Наименование руян рутенами, зафиксированное в «Житии Оттона Бамбергского» Эбона Михельсбергского (1151 г.), аналогично западноевропейскому наименованию Руси – Rutenorum.
• В «Беседе Герборда о житии Оттона, Бамбергского епископа» в 1158 году рутенами названы как жители острова Рюген и его окрестностей, так и жители Древнерусского государства.
• Подобные упоминания найдены в Аугсбургских анналах 1135 года: «1089. Imperator Praxedem, Rutenorum regis filiam, sibi in matrimonium sociavit («1089 год. Император взял себе в жёны Пракседу, дочь русского короля»).
• В «древнейшей польской хронике Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, написанной Галлом Анонимом на латинском языке в 1112—1116 гг., где используется попеременно термины Rusia, Ruthenorum regnum (королевство русских), Ruthenorum rex (русский король), Ruthenus (русский), Rutheni (русские, русины)».
• Чешский арабист Грбек обнаружил в Магдебургских анналах за 969 год наименование жителей острова Рюген в форме «русци» – Rusci (Hrbek. Der dritte Stamm der Rus nach arabischen Quellen «Archiv orientalni». T. 25. Praha. 1957, 641).
В течение всего IX века балтийские славяне испытывают сильное военно-политическое давление со стороны державы франков, то попадая от нее в зависимость, то освобождаясь через восстания. По мнению ряда исследователей это могло быть причиной переселения части населения с Балтики в район Пскова-Новгорода, где еще с V-VI вв. проживали близкородственные племена западно-славянского происхождения. В связи с чем напомним несколько характерных фактов.
В середине IX века имя короля (rex) государства ободритов Гостомысла идентично имени князя (старейшины) ильменских словен, который в это же время, по сообщению летописных и фольклорных преданий, был инициатором переселения «варягов-руси» Рюрика.
Существуют также и археологические свидетельства единства «славянской балтики» и «русского севера».
Приведём несколько наиболее ярких (цитируем по «Русь в IX–XI веках : археологическая панорама» / Ин-т археологии РАН ; отв. ред. Н. А. Макаров. – Москва; Вологда : Древности Севера, 2012):
«Хлебные печи, подобные раскопанным на Рюриковом городище, известны из слоя Х в. Ладоги и из напластований X–XI вв. Новгорода. Точные аналогии им представлены в памятниках польского Поморья (Гданьск, Щецин). Такие печи можно рассматривать как этнографическую черту славянского населения».
Раскопки княжеского центра «Рюрикова городища» возле Новгорода (который был основан чуть позднее) позволили надежно датировать возведение крепости в западно-славянском стиле в период 858-861 гг..
«Особо заслуживает внимание внешний облик памятника. Сергов городок по характеру своего устройства и топографии не имеет аналогий в Приильменье. Сходные городища с мощными кольцевыми валами на низких местах, мысах или островах хорошо известны у западных славян. Для последних была весьма характерна модель расселения, когда освоение новой территории начиналось с постройки городища. Западные аналогии Сергова городка – это одно из свидетельств возможных культурных связей ильменской группы славян с западнославянским миром».
«Наиболее массовый материал с поселения – лепная керамика, аналогичная керамике сельских поселений центрального Приильменья, Поозерья, Волхова и самой Ладоги. В целом она может быть охарактеризована как керамика культуры сопок (Носов, Горюнова, Плохов, 2005, с. 74–82). Есть только один фрагмент сосуда, который может быть атрибутирован как скандинавский по происхождению. Раннегончарная керамика также типична для славянских памятников района, и среди неё всё отчётливее выступают черты западнославянской керамической традиции» (Носов, Горюнова, Плохов, 2005, с. 82–121)».
Кроме письменных источников и архитектурных памятников, о раннегосударственном образовании русов Балтики и севера будущей России, говорит также эпическое предание скандинавов (саги). О которых пойдёт речь в следующей статье.
Владимир Басманов